Жизнь старинных зданий после реставрации
Зона ответственности
Сейчас в столице, и в этом эксперты единогласны, восстановлению объектов культурного наследия уделяется особое внимание. Власти города стремятся сохранить уникальную архитектуру исторических районов Москвы, поэтому здания приводятся в порядок не только по программам реставрации, но и, например, в рамках благоустройства. Более того, как подчеркнул председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов, все чаще к восстановлению памятников архитектуры привлекаются инвесторы.
Предприниматели, естественно, преследуют и свои частные интересы: получить в собственность или в аренду старинный особняк на привлекательных условиях. И вот тут возникает правомерный вопрос: а кто даст гарантию, что владельцы фирм, которым нужны помещения под офисы, в должной мере позаботятся о здании с многовековой историей?
— На мой взгляд, все объекты культурного наследия можно передавать их будущим владельцам только после того, как будет заключен договор, в котором четко прописано, что они обязуются на основании реставрационного паспорта сохранить все то, что является изюминкой того или иного здания, — обозначил свою позицию председатель комитета по обеспечению оборота культурных ценностей, сохранности культурного наследия и меценатства Московской торгово-промышленной палаты Александр Елисеев.
Эксперт подчеркнул: это касается не только внешнего облика старинного дома, но и его интерьеров. К сожалению, современные бизнесмены, которые ставят во главу угла собственный комфорт, далеко не всегда испытывают пиетет к очаровательной старине и стараются приспособить здание под некие европейские стандарты.
— Что в принципе непонятно, — говорит Елисеев, — потому что в той же Европе очень внимательно относятся к восстановлению всех деталей, потому что архитектурный памятник считается национальным культурным достоянием.
Скрытая красота
В федеральных и региональных законах нашей страны, успокаивает председатель совета по наследию Союза архитекторов России Ирина Маркина, прописаны жесткие требования к охране памятников. Им должны следовать как собственники старинных зданий, так и их арендаторы.
— Также есть определенные правила по эксплуатации памятников культурного наследия, — добавляет Маркина. — По каждому зданию обязательно прописан перечень ценных элементов, которые находятся под защитой. И это не только фасады, но и интерьеры старинных домов, включая внутренние перекрытия или обработку стен.
Но, как отмечают эксперты, многие памятники архитектуры, восстановленные в своем первозданном виде, с богатым внутренним убранством, сегодня, как правило, закрыты для посетителей. Доходные дома и старинные усадьбы города нередко занимают посольства. А ведь так важно иногда собственными глазами увидеть масштаб проделанной работы.
— Мы много слышим о том, как сложно восстановить декор, особенно лепнину, — говорит Александр Елисеев. — Но, только лично побывав в служебных помещениях отреставрированного особняка Рябушинского и увидев плафоны удивительной красоты, я начал понимать, что некоторые вещи практически невозможно повторить. Реставраторы не просто делают свою работу, они действительно вкладывают душу. И это осознание заставляет человека совершенно по-другому относиться к собственной культуре.
Возможно, понимая это, столичные власти проводят своего рода дни открытых дверей, когда жители города могут побродить по залам обычно «закрытых» особняков.
Душевный хозяин
Позаботиться о сохранности объектов культурного наследия, считает директор концертно-выставочного зала «В доме Нащокина» Василий Вдовин, способны представители творческих профессий. Например, художники, которым важны не только внешний вид, но и душа здания.
— Традиция отдавать художникам памятники архитектуры под мастерские уходит в послереволюционные годы, — говорит Вдовин. — Мне самому посчастливилось работать в помещении двора Поливановской гимназии, в одном из особняков, в котором в свое время творил монументалист Олег Филатчев и работал реставратор Савва Ямщиков.
Завод как галерея
Еще один способ сохранить старинное здание, по мнению экспертов, — наполнить его новыми смыслами. И это в большей мере относится к объектам промышленной архитектуры. Бывшие московские заводы и трамвайные депо становятся культурными площадками для выставок, форумов и фестивалей, которые интересны жителям и гостям столицы.
— Яркий пример — Еврейский музей и центр толерантности, — считает Елисеев. — Из троллейбусного парка, конструкция которого просто идеально подходит для проведения разных выставок, сделали уникальное музейно-воспитательное пространство.
Причем, соглашаются эксперты, она вполне может приносить не только духовную пищу, но и материальную выгоду. Ведь все, что производят художники и ремесленники, можно продавать в лавках.
ЦИТАТА
Сергей Собянин, мэр Москвы:
— До конца года планируем отреставрировать 12 религиозных объектов — памятников культуры.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
210 памятников культурного наследия удалось полностью восстановить в прошлом году. При этом за последние семь лет отреставрировано больше 1000 объектов. Более 34 миллиардов рублей было вложено в сохранение памятников культурного наследия, из них свыше 15 миллиардов выделены из бюджета Москвы. В этом году ремонтно-реставрационные работы охватят 818 памятников истории и архитектуры.