На ММКФ показали фильм без прокатного удостоверения о депортации чеченцев в СССР
Лента режиссера Хусейна Эркенова рассказывает о депортации ингушей и чеченцев во времена Иосифа Сталина. В фильме передана история, случившаяся в чеченском селе Хайбах. Так, по сведениям очевидцев, в операции «Чечевица» в феврале 1944 года работники НКВД уничтожили 700 местных жителей. Людей сожгли в одной из конюшен колхоза.
Фильм не получил прокатного удостоверения.
Директор департамента кинематографии Вячеслав Тельнов направил продюсеру «Приказано забыть» письмо, в котором заявил, что данные события «являются исторической фальшивкой», а «демонстрация фильма будет способствовать разжиганию национальной розни».
Также глава департамента кинематографии отметил, что «в архивах НКВД данных о массовом сожжении людей не обнаружено».
В свою очередь, Хусейн Эркенов поблагодарил организаторов ММКФ за смелый шаг, представляя картину. «Я понимаю, насколько в сложившихся условиях было непросто принять такое решение. Мы благодарны организаторам фестиваля», – сказал режиссер.
В Министерстве культуры факт запрета фильма отрицают. «Никто фильм «Приказано забыть» не запрещал. Министерство культуры намерено отправить фильм на экспертизу, да и то пока это не точно», - сообщили в ведомстве, передает «Интерфакс».
КОММЕНТАРИЙ
Александра Морозова, кинокритик:
- Фильм "Приказано забыть", конечно, вызвал определенный интерес, в основном благодаря шумихе, которая возникла вокруг него — запретили к показу, не дают прокатного удостоверения. К тому же, в нем затронута тема, которая в нашем кино практически не поднималась — о депортации чеченцев.
Молодцы, что взялись за такую сложную и трагическую историю, но результат мне не понравился. Фильм сделан неважно, я бы даже сказала — примитивно. Наиграно, неубедительно, сплошные штампы. НКВДэшник злобно прищуривается и... У меня даже возникает ассоциация с индийским кино — с этими их страстями... Единственное, что мне действительно понравилась, - хорошая игра актрисы Розы Хайрулиной, которую зритель знает по фильму «Орда» Александра Прошкина. Несколько лет назад на Московском фестивале она даже получила приз за лучшую женскую роль. Здесь у нее небольшой эпизод, но как он сыгран!
Понятно, что и режиссер, и продюсер хотели рассказать о важном, что их волнует, не отпускает. Но этого, увы, не получилось. История, которая вроде бы должна задевать людей за живое, трогать, будить в них определенные чувства, вызывает отторжение из-за слабости постановки. Даже не из-за сценария — сценарий, может быть, и не плох. И тема сама по себе интересная. Хотелось бы увидеть более серьезную работу, раскрывающую ее со всей глубиной, которой она заслуживает и требует.