«Попурри-мастер» о саксофоне
Продолжая изучать историю музыкальных инструментов, наш ведущий страницы «Попурри-мастер» Капитан Макс добрался в своих изысканиях до духовой группы и обнаружил вдруг, что простая физическая форма музыкального инструмента может влиять на судьбы целого поколения. [b]Восток – дело тонкое[/b] Много лет тому назад ансамбль, где я работал, оказался на гастролях в Средней Азии.Причем не в самых крупных городах, а наоборот, в довольно мелких поселках. Кому пришло в голову гонять один из самых популярных советских коллективов по местам, где его никто не знает и содержание песен не понимает, не важно. Деньги есть деньги! Тем более что местным товарищам тратить их было практически не на что. А тут – какая-никакая культура! Концерты проходили вяло: на бородатых мужчин в чалмах и всегда садившихся в зале этаким анклавом женщин в черном не производили впечатления ни тонкий юмор московского конферансье, ни искрометные пассажи, «снятые» духовой группой с последней пластинки «Blооd, Sweet&Tears» (Кровь, пот и слезы). Мы уходили со сцены, что называется, под стук собственных копыт. И вот на этом беспросветном фоне гвоздем программы вдруг стало маловразумительное соло на тромбоне из посредственной песни композитора Добрынина.Чем дальше мы забирались вглубь необозримых среднеазиатских просторов, тем больше женская часть зала кисла от смеха и удовольствия во время тромбонового соло.Толстый тромбонист Юрка стал выходить на авансцену, перестал пить между концертами и однажды был даже застукан репетировавшим. Вакханалия тромбонного искусства прекратилась в колхозе имени Алишера Навои. К нашему руководителю (Шуфутинскому) подошел директор клуба в халате и попросил, чтобы Юрка не только не выходил вперед, а чтобы вообще во время игры стоял по возможности спиной к залу. Оказалось, что движение кулисы (U-образная трубка, периодически выдвигая которую, играют на тромбоне) навевает местным дамам нездоровые ассоциации со специфическими возвратно-поступательными движениями, характерными для исполнения супружеских обязанностей (интересно, что бы они подумали при виде работающего отбойного молотка или швейной машинки «Веритас»?!).Такое восприятие, возможно, было связано с непростыми вопросами национальной сексуальности или с неизученными глубинными процессами, запущенными Советской властью в момент освобождения женщин Востока от байской деспотии. В любом случае, все это лежало в области женской узбекской ментальности и связано было с тонкими материями фрейдистских и подфрейдистских комплексов.Что ж, бывает! И некоторое время я думал, что ассоциирование подобным образом безобидного духового инструмента с черт-те чем есть самая большая околомузыкальная дурь, которая только может встретиться мне в жизни. Но, как скоро оказалось, тут я несколько заблуждался. Речь пойдет о саксофоне, но сначала давайте вспомним, что это за инструмент и откуда он взялся.[b]Слишком стар[/b] Саксофон – это духовой тростевой инструмент. Хотя изготавливается из металла (серебра, латуни и других металлов), его по традиции относят к группе деревянных духовых инструментов.По устройству он похож на кларнет, по форме на бас-кларнет, аппликатура схожа с гобоем. А придумал саксофон Адольф Сакс. Он родился 6 ноября 1814 года в небольшом бельгийском городке Динан. Позже с семьей переехал в Брюссель, где окончил консерваторию по классу кларнета. Отец Адольфа, Шарль Сакс, занимался конструированием и изготовлением музыкальных инструментов, так что Адольф с детства интересовался устройством духовых, помогал отцу и к 27 годам сам стал уже довольно известным мастером. В 1841 году Сакс выставил в Брюсселе коллекцию из девяти своих новых изобретений. Частная комиссия, организованная специально для рассмотрения его инструментов, объявила о своем решении присудить Саксу золотую медаль. Однако официальное жюри, учрежденное для оценки вещей, принадлежащих к разным отраслям промышленности, высказало мнение, что изобретатель для получения такой высокой награды еще слишком молод. В итоге Сакс был удостоен серебряной медали, от которой отказался, сказав комиссии, что считает себя слишком старым для этой награды.[b]Мундштучный офиклеид [/b]В 1842-м Адольф занимался изучением составов симфонического и духового оркестров. Уравнивая соотношения тембров и силу звучания оркестровых групп, Сакс размышлял о возможном инструменте-посреднике с характерными особенностями деревянных и медных духовых инструментов, который не мог бы заглушить слабых, но и был наравне с сильными. Обдумывая эту проблему, Сакс как-то приставил мундштук от басового кларнета к офиклеиду, медному духовому инструменту басового регистра, и попробовал играть. Едва он извлек первые звуки, как его творческая мысль заработала в нужном направлении. Как же назвать новый инструмент? Видимо, просто – саксофон, то есть «звук, найденный Саксом». По другим сведениям, Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент «мундштучным офиклеидом», а название «саксофон» было предложено несколько лет спустя уже очень известным тогда композитором Гектором Берлиозом, с которым Сакса связывала тесная дружба.Первый же публичный показ саксофона в Париже в 1843 году стал для Адольфа Сакса подлинным триумфом. В зале присутствовали многие известные музыканты того времени. И все без исключения были поражены необычным тембром и богатством звучания нового инструмента. За короткое время сам саксофон и его создатель приобрели тысячи горячих поклонников, но и большое количество врагов и недоброжелателей среди консервативно настроенных музыкантов и фабрикантов музыкальных инструментов, которые не могли смириться с этим революционным изобретением. Но ничто уже не могло помешать триумфальному шествию саксофона. Задуманный как атрибут военных оркестров, этот инструмент очень быстро завоевал себе прочное место и в оркестрах симфонических. Его стали активно использовать в своих произведениях такие композиторы, как Ж. Бизе («Арлезианка»), М. Равель («Болеро»), С. В. Рахманинов («Симфонические танцы»), А.К. Глазунов – Концерт для саксофона, С. С. Прокофьев ввел его в партитуру балета «Ромео и Джульетта», А. И. Хачатурян – в балет «Гаянэ».[b]Как серпом по… молоту[/b] Именно саксофону было суждено стать еще одним музыкальным инструментом, способным навевать на простодушных людей определенные ассоциации.На этот раз не сексуальные, а все больше политические. По мнению чиновников, саксофон оказался похожим на логотип американского доллара ($), что и определило отношение к нему власти предержащей. И именно поэтому ни в чём не повинное детище Сакса в СССР долго считалось символом стиляжничества, тунеядства, преклонения перед Западом, – в общем, не нашего образа жизни.Говорили и писали так: «От саксофона до ножа – один шаг!» Где родился этот основополагающий лозунг – в недрах Министерства Культуры или в трех троллейбусных остановках – на Лубянке, – неважно. Только саксофон олицетворял всячески пинаемый и ругаемый в Советской стране джаз.А джаз – это было уже вообще очень серьезно: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!» Интересно, рассматривался ли функционерами вопрос об изготовлении саксофонов не в виде проклятого доллара, а в приятных очертаниях серпа и молота? Или, скажем, звезды (не шестиконечной, естественно)?! И потом: можно ли считать, что от НОЖА до саксофона тоже всего один шаг? И как рассматривать всю цепочку? Сначала вы учитесь играть на саксе, потом хватаетесь за нож и продаете Родину? Мне лично доллар самому никогда не нравился. А чего в нем хорошего-то, чтобы любить?! Но и ассоциировать, например, черный рояль с проблемами расовой сегрегации, на ум тоже не приходило.Капитан Макс[b]CODA:[/b] За свою большую, богатую творческими победами жизнь Адольф Сакс запатентовал 35 изобретений и умер в восьмидесятилетнем возрасте, увековечив свое имя в названии одного из самых оригинальных и интересных музыкальных инструментов.Единственное, что талантливый музыкант и изобретатель так до конца и не осознал, – это то, что его инструмент отдаленно похож на символ денежной единицы одной заокеанской страны.Саксофон жил, продолжал радовать любителей классической музыки, а в начале ХХ века на него обратили внимание музыканты джаз-ансамблей, именно тогда саксофон стал «королем джаза», каким он и продолжает оставаться до настоящего времени. И что интересно, ни Чарли Паркер, ни Джон Колтрейн, ни Майкл Брекер, ни Алексей Козлов, ни Игорь Бутман пресловутого шага до ножа так и не сделали.