В октябре отмечается 100-летие русского игрового кино
Какой фильм считать «истоком» отечественной кинематографии? Обычно называют ленту «Понизовая вольница, или Стенька Разин», снятую по мотивам известной песни Д. Садовникова «Из-за острова на стрежень…» Снимали кино питерцы во главе с придворным фотографом А.Дранковым, который был также и оператором; а режиссировал театральный актер В. Ромашков, в кино человек совершенно несведущий. Сценарий фильма написал бывший инженер-путеец В. М.Гончаров, который на 44-м году жизни так увлекся кинематографом, что круто изменил свою судьбу. Играли в фильме актеры и статисты драматической труппы Петербургского народного дома, то есть попросту любители.Фильм про Стеньку Разина представлял собой скорее пантомиму из шести сцен-кадров, иллюстрировавших содержание песни. Небольшая, всего на несколько минут экранного времени, примитивная по драматургии и режиссуре, лента, или фильма, как тогда говорили, тем не менее вызывала необыкновенный восторг. Ведь это был первый русский фильм, близкий сердцу каждого зрителя! Во время сеанса публика то и дело принималась напевать знакомую песню… И мало кто помнит, что несколько раньше, летом 1908-го, бывший хорунжий Войска Донского и будущий кинофабрикант А. А. Ханжонков снял игровой фильм, который долго не решался выпускать в прокат: лента, по его признанию, была неудачной.Называлась эта фильма «Драма в таборе подмосковных цыган». Съемка велась в настоящем таборе близ подмосковного Кунцева. В сценарии было все: роковая любовь, кровная месть, азартные игры, зажигательные пляски… Но на съемках, едва оператор начинал крутить рукоятку камеры, цыгане, словно по команде «замри», застывали, уставясь в объектив. Какие уж тут пляски! Единственным достоинством фильма является то, что в нем запечатлен цыганский быт – живописные наряды, «изодранные шатры», убогие кибитки...Дранков опередил Ханжонкова всего на пару месяцев, поэтому его фильм, вышедший на экраны 15 (28) октября 1908 года, считается первым нашим художественным фильмом. Позднее он выпустил еще несколько игровых фильмов, но они не имели никакого успеха, и Дранков переключился на хронику. Тем не менее его фильм на несколько лет вперед определил стилистику отечественного кино: долго еще сюжетами служили лубочные картинки, роковые романсы и тому подобные «произведения».А Ханжонков снял еще несколько «исторических» фильмов: «Песнь про купца Калашникова», «Русская свадьба в XVI столетии», «Выбор царской невесты», «Ермак – покоритель Сибири».Фильмы наивные и довольно небрежно снятые: могучая и высокая крепостная стена, сделанная из картона, шатается от порывов ветра, у казака на носу блестит пенсне, а на ногах «убитого» татарина сверкают новехонькие галоши… Не повезло сценаристу Гончарову. Он подал заявление в Союз драматических и музыкальных писателей, где писал, что его перу принадлежат несколько киносценариев, и просил охранять его авторские права. Но в этом Гончарову отказали, посчитав, что его «механические» пьесы далеки от понятия литературного произведения и что развитие кинематографа, безусловно, идет во вред развитию настоящих театральных предприятий…» Такого же мнения был сам государь император. В том же 1908 году он наложил на один документ такую резолюцию: «Я неоднократно указывал, что эти кинематографические балаганы – опасные заведения…». А пять лет спустя Николай II собственноручно начертал на одном министерском докладе: «Я считаю, что кинематография – пустое, никому не нужное и даже вредное развлечение. Только ненормальный человек может ставить этот балаганный промысел в уровень с искусством. Все это вздор, и никакого значения таким пустякам придавать не следует».Как известно, сменивший Николая II на посту «хозяина земли Русской» В. И. Ленин был большим любителем кинематографа. И в связи с этим одна историческая деталь: «Понизовая вольница» снималась Дранковым… в Разливе, где позднее в компании со своим другом Зиновьевым скрывался от ареста вождь мирового пролетариата. Вот какие киносказки случались в стародавние времена!