Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Балалайка. История создания

Развлечения
Балалайка. История создания

Наш ведущий музыкальной полосы Капитан Макс, услышав игру одного из лучших балалаечников мира Алексея Архиповского, задался целью исследовать историю этого замечательного инструмента.И обнаружил совершенно неожиданные факты…Довольно давно, во времена недоразвитого социализма, в составе одной известной музыкальной группы мне случилось приехать в американский город Хьюстон. Действующие советские тогда в штате Техас попадались редко, поэтому принимающая сторона проявила к нам неподдельный интерес – поила-кормила, выгуливала в памятных американских местах, а однажды организовала посещение частного дома настоящего техасского миллионера. Он вышел к нам в пушистых тапочках, сделанных в виде микки-маусов и подарил каждому по пластинке, где он собственной персоной играл на двуручной пиле в сопровождении Нью-Йоркского симфонического оркестра. То есть тоже музыкант! Потом этот Роджер водил нас по дому, где в одной из комнат было обустроено нечто вроде музея, содержавшего всякие разные сувениры и раритеты, вывезенные хозяином из тех двух стран, где ему удалось побывать за его короткую пятидесятипятилетнюю жизнь. А предметом особой гордости являлась экспозиция редчайших артефактов, приобретённых им в Питере – тогдашнем Ленинграде: солдатская шапкаушанка, матрёшка и красивый треугольный кусок дерева, расписанный петухами в псевдогжельской манере. Мы, конечно, восхитились – вещи-то действительно чудесные. Уж он рад был! А я снял расписной сувенир со стены, настроил в меру способностей и криво грянул на нём единственное музыкальное произведение, которое умел играть. То, что в армии навсегда вбил мне в башку тем же «куском дерева» наш старшина музвзвода прапорщик Глазепа, – «Ах вы, сени, мои сени». Мои друзья пришли в ужас, а Роджер в экстаз. Мол, кто бы на его американском месте мог подумать, что на ЭТОМ можно играть?! [b]При чём тут дети?! [/b]Много лет я веселил своих знакомых этой казусной историей. Все мы дружно насмехались над недалёкими иностранцами, не разбирающимися в наших традициях и исконных культурных ценностях, потому что уж более русского народного инструмента, чем балалайка, и придумать трудно.Своими корнями её история должна уходить куда-то туда – во времена Вещего Олега и Ярослава Мудрого. Но, сев писать статью, я вдруг обнаружил, что на Руси балалайка известна всего-то около трёхсот лет и взялась она практически ниоткуда. И не с территорий, где вещал Олег и мудрил Ярослав, а вовсе даже наоборот – возможно, с земель, где бесчинствовал какой-нибудь Тугарин Змиевич.Это, конечно, всего лишь версия, но во многих авторитетных источниках балалайке приписывается татарское происхождение. Я взял старинную энциклопедию конца XIX века, которую выменял в 98-м на кожаные брюки. К ней я всегда прибегаю как к последней инстанции, ведь в информационном плане до революции врали значительно меньше. И вычитал: «татарское слово «балалар» в переводе на русский язык означает «дети». А если к нему приставить типично русское окончание «ка», то получаемое слово «балаларка» уже настолько приближается к названию «балалайка», что происхождение последнего вряд ли может вызвать какие-либо сомнения». При чём тут дети?! Да ещё татарские! Что ж, им (составителям энциклопедии) виднее. Но если действительно «балаларку» нам подарила Золотая Орда, то это могло случиться только во время татаро-монгольского ига (1243–1480), и понять, почему вплоть до XVII века балалайка нигде не упоминается, трудно.Ведь впервые слово «балалайка» попадается только в 1688 году в тогдашнем «милицейском» протоколе: «Июня в 13 день в Стрелецкий приказ приведены посадский человек Савка Федоров сын Селезнев, да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, для того, что они ехали на извозничьей лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тоё балалайку играли и караульных стрельцов у Яуских ворот бранили…» Эх, какие славные ребята эти Савка с Ивашкой! Я так и вижу, как они в телеге под балалайку караульных стрельцов кошмарят. Ничего не изменилось на Руси с XVII века! [b]Бесовские игры на бруньках [/b]Есть и другая версия происхождения балалайки – от домры. Сама домра в народе как-то не особо прижилась.Тем более что вместе с другими струнными инструментами рьяно преследовалась церковниками и светскими властями, как «сосуд Диавола» и предмет «бесовских игр».Сохранился ряд предписаний церкви, направленных против народных музыкантов, играющих на струнных, в которых эти музыканты по своей «вредности» приравнивались к разбойникам и волхвам. Надо же! Отношение почти такое же, как в наше время к полуподпольным группам 70–80-х.И известен случай, когда в 1649 году «все «гудебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены». Продвинутый в смысле печения о чистоте веры и государственной безопасности царь Алексей Михайлович предписывал своим приказчикам: «А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, вам б то всё велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь». Не знаю уж, что такое «хари», но всё равно неприятно! Но народ очень хотел иметь свой инструмент, а потому начал пытаться делать его сам, почти подпольно. И с самого начала самодеятельные мастера отошли от свойственной домре округлой формы корпуса. И сделали они это не в акустических целях, а потому, что балалайки делались домашними средствами и наскоро. Вот для упрощения работы и стали сколачивать из простых дощечек корпус не полукруглый, а обрезанный снизу, а потом и вовсе треугольный. Далее на балалайку был перенесен и старинный русский приём игры, издавна практиковавшийся на древних гуслях, – бряцание по струнам кистью руки, а не медиатором-плектром, как на домре.Отсюда, по мнению известного русского музыкального историка Н. И. Привалова, и родилось название: «...под неумелыми руками инструмент не ладился, вместо звука получалось какое-то бренчание, и инструмент стал называться вследствие этого брунькой, балабайкой, балалайкой». Так из пришлой домры получилась русская балалайка. Вот такая вполне патриотичная версия.[b]P.S.[/b] Я тут изложил несколько версий возникновения и становления балалайки. Но всё равно, по большому счёту, точно мы ничего не знаем. Не ожидал, что у этого инструмента такая запутанная историческая судьба. Ну и бог с ним! Важно, что балалайка есть, радует слушателей и переживает сейчас второе, а может быть, и третье рождение.[b]CODA:[/b] Я ведь не забыл, что мне подала идею исследовать историю балалайки виртуозная игра Алексея Архиповского. Вот его досье: Родился 15 мая 1967 года в г. Туапсе Краснодарского края. Страсть к музыке передалась от отца, который с детства играл на гармошке и аккордеоне. В 9 лет поступил в музыкальную школу по классу балалайки, а затем в ГМУ им. Гнесиных. По окончании училища, с 1989 года, был солистом в Смоленском русском народном оркестре. Именно там начались первые эксперименты в области новых выразительных возможностей балалайки-соло. Затем работал во многих знаменитых коллективах и участвовал в качестве солиста в фестивалях российской культуры, проходивших в США, Китае, Южной Корее, Германии, Франции, Испании, Болгарии. Лауреат многочисленных отечественных и международных конкурсов. Невысокий худощавый молодой человек.Одет не в косоворотку с кистями, а более прагматично: белый «верх», чёрный «низ». Балалайка звучит то как гитара, то как арфа, то как клавесин. Чудо! Играет композиции собственного сочинения с разумными вкраплениями известных оперных, эстрадных и даже роковых фрагментов. Скорость и техника местами такая, что пальцев не видно.– Позволяют ли три струны выразить всё, что хочется? Ответ Алексея: Есть гипотеза, что изначально струн на балалайке было всего две, потом добавили ещё одну. А вообще существуют и четырехструнные, и восьмиструнные инструменты. Но классический трёхструнный вариант позволяет сыграть всё, что хочешь, – от частушек до «Полёта шмеля».– У вас какая-нибудь особая балалайка? Ответ: Нет, ничего особенного, правда, довольно старая – 1928 год. И со звукоснимателем. А на академических концертах я играю на действительно редком инструменте – балалайке 1902 года. Работы знаменитейшего мастера Налимова. Это такой балалаечный Страдивари. [b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ[/b]Какой ваш любимый музыкальный инструмент? Александр МИЛЯВСКИЙ, депутат Мосгордумы: – Мой любимый музыкальный инструмент – гитара. Ее звуки меня завораживают. К сожалению, сам я не научился на ней играть.Хотя, признаться честно, очень хотелось. А сейчас уже, по-моему, поздно.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.