Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Скупая слеза. О жадине не думай свысока

Общество
Скупая слеза. О жадине не думай свысока
Фото: Нина Бурдыкина
Фридрих Шиллер сделал умозаключение, что любовь и голод правят миром, и с этим многие согласны. Но я бы добавил третьего «управляющего» — жадность.

Без сомнения, одно из самых сильных чувств. Впрочем, чувство ли это? Можно ли сказать: испытываю чувство жадности? Ну а почему бы и нет.

Мы приучены к тому, что жадным быть плохо, поэтому «скупой платит дважды» и «жадность фраера сгубила». Жадные, получается, сами себе вредят. А щедрые по этой логике счастливы? Да полноте.

И вообще — что такое жадность? Это когда ты не хочешь отдавать другому то, что по праву принадлежит тебе. И слышишь в свой адрес: скряга, жмот, скупердяй, сквалыга, куркуль! Но поди различи, где скупость, а где бережливость.

Господин А трясется над каждой копейкой, а у него просто нищефобия — смертельно боится бедности. Господин Б отказывает в пожертвованиях, а у него убеждение, что благотворительные фонды тырят деньги. Вы готовы осудить этих господ? Рассуждать на подобные темы можно до бесконечности, чем и занимается человечество с неослабевающей увлеченностью. Каждый, кого ни попроси, расскажет вам множество смешных, печальных или поучительных историй про жадность. Вот и я предлагаю вам несколько сюжетов, записанных на жестком диске памяти.

*

Сценка тридцатилетней давности. Редакция. Меня, молодого газетчика, вызывает главный редактор. В его кабинете сидит знаменитый на весь Союз вкупе с братскими соцстранами артист оригинального жанра. Иначе говоря — фокусник.

Шеф ставит задачу. Уважаемый гость — будем называть его Факир, — движимый благородными устремлениями, решил сделать взнос в Фонд мира. Газета обнародует эту новость, ее нужно сопроводить интервью с благотворителем.

О творческом пути, о народном признании, о подготовке талантливой смены. Ну, насчет смены сомнений нет — всем известно, с каким хрустом он сжирает молодых иллюзионистов.

Гость благодарит главного редактора и на выходе как бы вскользь замечает, что в Отделе культуры его инициативу поддержали. Где находится этот отдел, пояснять не надо, — естественно, на Старой площади. Шеф, мгновенно поняв, за какое место прихватил его Факир, темнеет лицом.

Далее я битый час записываю монолог. В конце задаю простой вопрос: о какой, собственно, сумме идет речь?

— Разве это имеет значение? — натянуто удивляется Факир, и я понимаю, что будет фокус.

— Цифра нужна обязательно, — веско объявляю в ответ. — Абсолютная точность — принцип нашей газеты.

Факир молчит, калькулирует. Наконец оглашает вердикт:

— Пятьдесят рублей.

Аттракцион неслыханной щедрости. Эта сумма меньше той, что он получает всего за один свой номер. Номер же исполняется ежедневно, а во время гастрольного чеса — по пять раз на дню. Поэтому Факир — один из богатейших людей Москвы.

Мы церемонно прощаемся, и я лечу к главному редактору с воплем: «Полтинник! Пятьдесят рублей! В Фонд мира!» Опытный шеф все схватывает мгновенно. Берет трубку телефона с государственным гербом, и сквозь мембрану я слышу голос из Отдела культуры: «Сколько? Пятьдесят? Да он сдурел! Пошли его... сам знаешь куда!» Главный редактор кладет трубку, достает бутылку армянского коньяка и две рюмочки. «С заданием справился, поздравляю!» — весело тостует он, и я предчувствую премию.

Скорее всего, пятьдесят рублей...

Но вернемся в день нынешний. Пью кофе в старом венском кафе. Входят мужчина с женщиной, лет им под тридцать, держатся за ручки, явно супруги или любовники. Садятся за столик, заказывают чай и утыкаются в смартфоны. Официант приносит заказ, оба делают по глотку и снова погружаются в сеть.

Я давно допил кофе, но чуйка подсказывает: не уходи, будет интересно. За полчаса чаепития парочка не сказала ни слова. Наконец, мужчина просит счет, и официант спрашивает его: «Getrennt oder zusammen?» Традиционный вопрос для заведений общепита в германоязычных странах: раздельно или вместе? Иными словами, платит кто-то один или каждый за себя? Вытягиваю шею, напрягаю слух. И слышу: «Getrennt» — раздельно. Красавец!

Девушка вынимает два евро и мелочь, кавалер кладет на стол ровно столько же и говорит официанту: «Stimmt so» — сдачи не надо. Щедрость не оценена, официант не благодарит. Обнявшись, парочка уходит.

А я силой воображения вижу, как они спускаются в метро, каждый покупает себе билет, возле дома заходят в магазин, мужчина оплачивает бутылку пива, а женщина — штрудель… Любовь, однако.

Говорите мне что угодно о европейской традиции, о менталитете, о равенстве полов и феминистской этике, — в ответ скажу одно: не ищите тут ничего, кроме жадности. И от мужчины, делящего пополам с дамой сердца счет за чай, меня тошнит ровно так же, как от девушки, жалующейся подруге, что после первых трех свиданий ей еще не подарили кольцо в три карата...

А теперь снова открутим время назад, в конец восьмидесятых годов, когда я близко общался с эстрадными актерами. Никаким шоу-бизнесом еще не пахло, и будь ты звездой поднебесной или же артистом третьей категории — все одно должен состоять на службе в каком-нибудь Росконцерте или Рязанской филармонии. Чтобы иметь достаточное число выступлений и соответственно прилично зарабатывать, артиста должны заказывать (конечно, не в сегодняшнем криминальном понимании). Приходит, например, в Горконцерт представитель завода «Подшипник» и говорит: у нас юбилей, отмечаем в доме культуры, хотим заказать хороших артистов. Не вопрос, отвечают визитеру, идите в отдел редактуры. А редактор — это как раз тот, кто составляет программу концерта.

Дайте Лещенко, просит заказчик. С дорогой душой, отвечает редактор, только Лев Валерьянович на гастролях.

Но я вам дам взамен прекрасного молодого певца, лауреата и дипломанта. Ну, хорошо, а Толкунову можно? Увы, грустит редактор, Валечка в этот день занята, концерт в Кремле. Но у меня есть роскошная артистка, романсы поет так, что зал рыдает.

В ту пору продюсеров не было, так что именно редактор являлся главным инженером фабрики звезд. И одним из самых крутых редакторов Горконцерта считалась Генриетта Самсоновна. Это была немолодая и некрасивая женщина с большим горбом. Она могла втюхать заказчику кого угодно, но этот кто угодно понимал: тридцать процентов от разовой концертной ставки должны быть переданы Гээс, как за глаза звали горбунью. Не заплатил — в следующий раз можешь бесплатно выступать перед медведем в зоопарке.

Об истинных доходах редакторов можно было только догадываться, но все сходились на том, что у Генриетты Самсоновны «две комнаты денег». При том, что ни в комнату, ни в ее квартиру никто ни разу не входил. Она была чрезвычайно скрытной и жадной, одевалась в старье, и взять у нее в долг было нереально. Но Гээс не обижали — зачем, если природа уже ее обидела. Ни мужчин, ни детей, и в зеркало глянуть страшно.

Однажды Генриетта Самсоновна не вышла на работу. Прошло три дня, телефон не отвечал, коллеги забеспокоились, поехали вместе с милицией домой, вскрыли дверь. Гээс лежала в постели, смерть пришла во сне. В квартире все казалось обычным, пока не заглянули в платяной шкаф. Там висело два десятка меховых шуб: норковые, лисьи, соболиные, бобровые, шиншилловые, каракулевые, песцовые... Даже одна-единственная такая шуба в те времена превращала советскую женщину в гранд-даму.

Вот только никто никогда не видел Генриетту Самсоновну в мехах. Для чего же тогда весь этот пушной салон? Это ведь не склад барахла имени Плюшкина, а целое состояние. Запас на черный день? Но в этом случае копят не шубы. Откуда же такая ненасытная жадность? И я представил, как горбунья возвращается вечером домой, наряжается поочередно в свои шубы, глядится в зеркало, и в эти мгновения к ней приходит все то, чего лишила ее злая судьба. Вот только про жадность ли эта история? Не уверен.

ЧИТАЙТЕ ВТОРУЮ ЧАСТЬ ИСТОРИИ ЗДЕСЬ 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.