Сказительница. Анастасия Зуева
...Она открывала резные ставенки и улыбалась — широко и ясно. В некотором царстве, в некотором государстве жил да был... С любимой всеми сказительницы-рассказчицы начинался фильм-сказка Александра Роу «Варвара краса, длинная коса». Позже его завершающий фрагмент с ее участием станет финальным кадром любимой детской телепрограммы «В гостях у сказки», которая вышла в 1976 году. Удивительно: обаятельную бабушку обожали все, но не все знали ее имя — она была настолько органична в образе, что сама казалась сказочной героиней. Но имя у нее, конечно, было. Анастасия Платоновна Зуева была одной из ярчайших актрис ХХ века, которой посвящал стихи Леонид Пастернак.
Зуева была удивительной. Во всем. Удивительной была ее душа — способная прощать все и всех. Удивительной была ее судьба, и круг общения. Да и то, что она была беспартийной, было необычно! А еще слыла Анастасия Платоновна модницей и светской дамой.
...Не может быть, чтобы это она, сказочница, сыграла Коробочку! Но это так. Талант Зуевой был огромен, вот почему во многих ролях ее и не узнают, особенно современные зрители. Да и образ «старушки из избенки» многие ее роли «перебил».
...Родилась Настя в селе Спасском, в Тульской губернии. Отец умер рано, когда Насте едва исполнилось пять. Мама вскоре вышла замуж за жандарма-полковника, а дочек — Лизу и Настю — отправила к сестре. Тетка девочек и растила. Настя хлопот не доставляла — была самодостаточной, а все свои проблемы обдумывала, отправляясь на рыбалку...
Тетушка — управительница имения — «тяготела к искусствам». Перебравшись в Москву, она отправила племянниц в гимназию. Но потом Настя решила поступать в театральное. Пройдя вместе с зажиточной подругой по гимназии смотр в частную театральную школу, Зуева так поразила всех, что ее взяли учиться бесплатно. Тете пришлось смириться... А через год талантливую девочку «умыкнули» к себе преподаватели Школы-студии МХАТ. Через пару лет она сыграла на сцене старуху — в свои-то 22 года. Сыграно было столь убедительно, что сам Станиславский отвесил ей море комплиментов, а затем напророчил: «Быть тебе вечной старухой!» Конечно, на сцене... Но ведь сбылось!
Настя не боялась играть возрастные роли. А в жизни все шло своим чередом: она вышла замуж за большого человека — начальника Северных железных дорог Российской империи Ивана Евсеева. Родился и сын Костя — названный в честь Станиславского. Но семейная жизнь не заладилась. Новая власть Ивана Степановича не тронула, достаток был, но ему не нравилось, что жена «растворена» в сцене. Зачастив в «ЯрЪ», он закатывал ей сцены, требуя выбирать — кто и что ей дороже, а потом поднял на Зуеву руку. Она ушла. Расставание мирным не получилось: муж оставил сына себе, что навсегда осложнило их отношения с матерью.
А жизнь шла своим чередом. Она продолжала играть старух — делала это виртуозно. Унтер-офицерша и Пошлепкина («Ревизор» ), Домна Пантелевна («Таланты и поклонники»), Марья («Любовь Яровая»), Квашня («На дне») и мисс Уордл («Пиквикский клуб») — порядка сорока ролей. Каждая — шедевр.
Обаятельная Зуева не знала отбоя от поклонников. Но ее любовью стал композитор Виктор Оранский. Поженившись, они создали в своем доме нечто вроде клуба — не официального, конечно. Но к ним приходили самые яркие люди того времени — Зуева была знакома и с политиками, и с писателями. К ней шли — она излучала тепло.
Потянулась к ней и девушка, мечтавшая стать актрисой.
Зуева начала готовить ее к поступлению в театральный, но тут у «воспитанницы» и Оранского случился роман. Анастасия Платоновна осталась одна. Говорят, ее жизнь скрасил роман с Чкаловым, но если и был — то краткой вспышкой света... Решив, что ее судьба — театр, она с головой ушла в него. Спустя какое-то время, правда, супруг вернулся... Ее дом по-прежнему был полон людьми, она помогала всем, страдая, что не дала в полной мере тепла сыну...
А потом были фронтовые бригады, и снова театр, и кино, и озвучка мультфильмов. И, конечно, сказки. 23 марта 1986 года ее не стало. Анастасию Платоновну похоронили на Новодевичьем кладбище; ей было почти 90 лет. На памятнике Зуевой высекли стихи, написанные когда-то Пастернаком, у которого не получилось прийти к ней на день рождения. Приведем часть строк — может, самых важных.
Меняются репертуары, Стареет жизни ералаш.
Нельзя привыкнуть только к дару,
Когда он так велик, как Ваш.
Он опрокинул все расчеты
И молодеет с каждым днем,
Есть сверхъестественное что-то
И что-то колдовское в нем.
Анастасия Платоновна не была колдуньей. Она была волшебницей. Это точно...