Четырехэтажная дьяволиада на патриарших прудах

Общество

[i] Этот, почти мистический, вопрос будоражит город [/i]С мистикой шутки плохи. Примус — вещь колоритная, но, что ни говорите, — дьявольская. В старой Москве он был причиной постоянных пожаров, и в компьютерный век его место в Политехническом музее. Но вдруг о примусе снова заговорили: он — исчадие коммуналок, символ бытовой пошлости...Именно такие хлесткие эпитеты прозвучали вчера на пресс-конференции в Доме журналиста.Ее провела инициативная группа, созданная в защиту Патриарших прудов. В этой группе много авторитетных людей, и они уверены, что установка памятника Михаилу Булгакову работы Александра Рукавишникова уничтожит исторический уголок Москвы.В проекте известного скульптора, выигравшего всероссийский конкурс, самый крупный объект композиции — злосчастный примус. Его высота 12 метров, почти 4-этажный дом. Если скромное изваяние Булгакова, сидящего на скамейке перед прудом, почти не вызывает нареканий, то примус...Сегодня на нем подогревают не борщ на кухне, а страсти, кипящие вокруг уже начавшего осуществляться проекта. Реконструкция пруда идет полным ходом.— Я выросла на этом пруду, — говорит председатель инициативной группы Наталья Чернецова, — здесь живут мои дети и внуки. Это наш бульвар. Также считают тысячи москвичей, подписавшие обращение к правительству столицы. Мы не против памятника Булгакову, но нужен консенсус между жителями и теми, кто решил поставить этот монумент...— Нельзя наступать примусом на Булгакова, — утверждает кинорежиссер Алла Сурикова. — Нужно очень аккуратно подходить к самому мистическому писателю ХХ века. Неслучайно все экранизации «Мастера и Маргариты» провалились. И примус провалится, и пруд отомстит...Настоятель храма Покрова в Филях отец Борис (Михайлов), тоже живущий недалеко от Патриарших, считает, что проект Рукавишникова — «трагический феномен авторитарного художественного сознания», большая ошибка. Член комиссии Мосгордумы по монументальному искусству, доктор искусствоведения Алексей Комеч: «Москва — город испокон веку по-человечески теплый. Делать неодушевленную вещь центром скульптурной композиции абсурдно…» За примусом поначалу даже потерялись другие проблемы, связанные с Патриаршими прудами, но о них все-таки вспомнили.Члены группы утверждали, что водоем нужно не реконструировать, а реставрировать. Многих испугало, что вместо ледяной глади сейчас здесь что-то похожее на карьер и грязную топь, вернувшееся в город в год Козы старое Козье болото… Впрочем, руководство ЦАО уже заявило, что пруд будет сохранен один к одному.Скульптор, неожиданно появившийся в Доме журналиста, не побоялся оказаться среди оппонентов. Рукавишников не среагировал на предостережения, что «идя путем Церетели, он заигрывается», что он талантливый человек, а может прослыть «погубителем Патриарших прудов»! Автор парировал предостережения «скромно»: «Мой примус попахивает шедевром, в нем есть одна хитрость. Никакой Воланд с рожками на голове на нем сидеть не будет, и пруд он не задавит…» И вообще, по мнению Рукавишникова, во всем мире едва ли найдутся восемь человек, к мнению которых он согласился бы прислушаться. Видимо, собравшиеся в Домжуре в эту магическую восьмерку не входили. Те, кто протестует, по мнению скульптора, — ошибаются. Не нужно опускаться до уровня народа, наоборот, нужно поднимать его до уровня художника! А потом Александр Рукавишников сообщил «по секрету», что один звонок ему всетаки был. Позвонила одна женщина-родственница, к совету которой он готов прислушаться и… возможно, убрать примус! Неожиданное заявление. Или опять мистика? Может быть, после этого страсти вокруг Патриарших пойдут на убыль. Если, конечно, скульптор не шутит… Между тем жители района 18 января провели сход, на котором постановили «остановить реконструкцию и начать реставрацию Патриарших прудов». Они намерены добиться постановки сквера «Патриаршие пруды» на государственную охрану как памятника садово-паркового искусства федерального значения.

Google newsGoogle newsGoogle news