Повесть Михаила Рощина уже на экране
Это акварельно-хрупкое ретро – редкий гость на наших экранах. Его аудитория – те зрители, что еще сохранили дар слушать и слышать. Тем более отраден факт появления скромной ленфильмовской картины “С черного хода”, снятой Станиславом Митиным по повести Михаила Рощина “Воспоминание”. Та история о “запретной” любви (1949 год, молоденькая учительница и старшеклассник в условиях послевоенной, разрушенной страны) написана в 1977 году. По словам режиссера, цепляла еще в те годы своей новизной и полным отсутствием той пошлости, какую на данной тематике развернули в последующие годы. Экранизация, пусть и претерпевшая некоторые дополнения относительно первоисточника, сохранила ощущение времени, атмосферу и букву повести....Первое чувство 16-летнего Миши (второкурсник театрального института Владимир Кузнецов) просыпается, как это часто бывает, внезапно – на школьной линейке 1 сентября. С Анной Николаевной, в класс которой он попросится вожатым к подшефным малолеткам, парень был знаком и раньше, но вот будто впервые увидел. Женственная, тихая, лирическая, будто тургеневская героиня (Светлана Щедрина, очень органичная в этой роли), учительница старше Миши всего на пять-шесть лет.Она будет очень бояться развития этих отношений и своего ответного порыва навстречу Мишиной любви. За кадром – погибший на войне жених, в настоящем – тотальное одиночество и жажда нормального человеческого тепла. Дальнейшее – свидания украдкой, ожидания у двери “с черного хода”, робкая ласка и несмелые объятия, а также боязнь (и не напрасная) разоблачения, чужой дневник, донос, уход из школы – все это можно предположить.Известно, что и интимное можно на экране передать по-разному. Без излишней патетики. Эти двое так прекрасны в своей заведомо обреченной истории, так пугающе несовременны, что возникает ощущение, что и камера боится спугнуть героев. Оператор Сергей Ландо и художник-постановщик Владимир Светозаров создали здесь особый мир: школьным интерьерам с непременными пропагандистскими плакатами, со строгим, почти тюремным распорядком противостоит “параллельный”, фантазийный мир героя.В этой другой реальности Миша может изобретательно солгать директору школы (Сергей Гамов), может пригласить на танец возлюбленную, может защитить ее от всего света. А в реальности она всякий раз уезжает от него на старом, громыхающем трамвае, и двери закрываются за ней как в последний раз.Кому-то эта картина покажется даже вызывающе старомодной. Думается, что этот момент и был заложен в замысле создателей: против основного течения, вопреки вот этому “асфальтовому катку” современной российской кинопродукции, где уровень попсовости уже давно зашкаливает.“С черного хода” можно воспринимать просто как экранизацию интеллигентной прозы, которой много на экране никогда не будет, а можно и как посвящение поколению родителей, бабушек и дедушек, чьи щемящие воспоминания порой рождают подобные истории.[b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ[i]Почему лучшие спектакли редко показывают по телевидению?[/b][/i][b]Александр СЕМЕННИКОВ, депутат Мосгордумы:[/b][i]– На мой взгляд, потому что в целом изменился формат телевидения. Не стало серьезной аналитики на телевидении. А развлекательные передачи стали далекими от классических жанров театра, балета и многого другого.Но надо отдать должное, театры остаются актуальными и востребованными. И одно то, как трудно достать билет на хороший спектакль, говорит о многом.[/i]