Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

«Немецкая оккупация. Взгляд переживших» – взгляд в военное прошлое

Развлечения
«Немецкая оккупация. Взгляд переживших» – взгляд в военное прошлое
У стен музея пройдет митинг под названием «Помним героев Собибора» / Кадр из фильма «Собибор» (2018)

На втором этаже Музея современной истории России, более известного старшему поколению как «Музей революции», с 13 октября работает выставка двух художников – Меера Аксельрода и Абрама Моносзона. Названия картин ужасающе зловещи – «Вешатель», «Расстрел»…

Оба живописца жили и творили в годы Великой Отечественной войны. Выставка «Немецкая оккупация. Взгляд переживших» посвящена 75-летию подвига Александра Печерского, поднявшего восстание в лагере смерти «Собибор». Проект реализуется при поддержке Министерства культуры РФ, Российского исторического общества, Фонда Александра Печерского, Фонда «История Отечества», галереи «Веллум». Корреспондент «ВМ» пообщался с одним из кураторов экспозиции – Ильей Васильевым, председателем правления Фонда Александра Печерского.

– Эта выставка – пролог к нашему большому проекту, который называется «Немецкая оккупация» и который призван вернуть с периферии общественного сознания тех людей, которые в годы войны оказались на оккупированной немцами территории, – отметил он. Это и советские военнопленные, и гражданские лица. Их десятки миллионов! Они до сих пор в должной степени не признаны. Наша выставка призвана силой художественного таланта показать, как художник, современник тех страшных событий, видел то, что немцы творят на оккупированной территории. Вплоть до конца 80-х запись в личном деле «жил на оккупированной территории» была своеобразной черной меткой. Мы считаем, что все эти люди нуждаются в том, чтобы быть реабилитированными. Они несли на себе печать общественного неодобрения, и мы пытаемся вернуть память о них, об их страданиях и героической борьбе.

«Немецкая оккупация. Взгляд переживших» – взгляд в военное прошлое В страшных полотнах отражен не только весь ужас жизни на оккупированных нацистами территории Советского Союза, но и массовое движение антифашистского сопротивления, героизм партизан и подпольщиков / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

По словам Ильи Васильева, не так важно фокусироваться на том, почему так вышло. Гораздо нужнее исправить человеческую и историческую несправедливость, случившуюся с людьми во время войны. Потому так значимы свидетельства, оставленные художниками – современниками тех событий. Они рисовали на картинах своих родных и других жертв нацизма. Меер Аксельрод и Абрам Моносзон, в отличие от многих других, показывали их правдиво. Хотя в ту пору было принято изображать все только в героических тонах, оставляя за кадром ужасы войны. 

– Молодежь совсем не сталкивается сейчас с информацией о том, что творили фашисты. И потому эта выставка – хороший повод задуматься о том, что еще живы те люди, которые все это пережили, – добавил куратор экспозиции. – Представленные работы сделаны в 1942–1943 годах, когда снимался фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Они написаны на обратной стороне агитационных материалов с речами Сталина на казахском языке. Позже их никто не видел. Их показ не приветствовался, потому что работы очень мрачные. На них изображены расстрелы, сцены насилия.

«Немецкая оккупация. Взгляд переживших» – взгляд в военное прошлое На фото: Любовь Агафонова у одной из работ  / Фото: предоставлено Любовью Агафоновой

Меер Аксельрод умер в 1970 году в Москве, и картины находились в архиве семьи. Тема войны не отпускала его на протяжении всей жизни, и не только в полотнах, но и в книгах. Позже он написал серию под названием «Гетто» и очень серьезно относился к этим работам.

Один из представленных художников в 1969 году даже приезжал к Печерскому в Ростов, где жил герой, и сделал его единственный прижизненный портрет. Он тоже есть на выставке.

Здесь же – оригинальные фотографии и одежда заключенного из польского лагеря «Майданек». Знакомые только по кинофильмам полосатая роба и грубые башмаки дополняют и без того тяжелое впечатление о том трагическом времени.

«Немецкая оккупация. Взгляд переживших» – взгляд в военное прошлое  Знакомые только по кинофильмам полосатая роба и грубые башмаки дополняют и без того тяжелое впечатление о том трагическом времени (Мальчик на вершине дерева - Александр Печерский) / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Картины для выставки предоставила московский галерист Любовь Агафонова. Она много лет собирает творчество советских и российских художников. Как сообщила Любовь Агафонова ВМ:

- Я много лет собираю работы советских и русских художников, чтобы сохранить их наследие. На выставке представлена серия "Немецкая оккупация" - работы Аброма Монасона и "Холокост", написанные им под впечателнием о трагедии своих родных, которые погибли. И это все очень экспрессивные работы. К сожалению долги годы, в советское время их не показывали - и это первая музейная экспозиция работ такого рода.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.