Кто подгоняет украинских раскольников
Разрыв отношений между Московской и Константинопольской патриархией из теоретических соображений перешел в область объективной реальности. Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом. Для верующих это означает, что «для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах».
Мера крайняя, очень тяжелая, но вынужденная. В общих чертах ситуация неуловимо напоминает ту, что привела к расколу церковь при государе Алексее Михайловиче. Тогда русское общество и духовенство было возмущено не столько указанием трегубить аллилуйю и креститься не двумя перстами, а «щепотью», сколько категоричностью и безапелляционностью греческих правщиков священных текстов.
«Лишь бы было по-нашему, а не по-вашему», - эта формула изначально исключила компромисс и мирное разрешений спора по вопросам, которые, в общем, не затрагивали основы христианского вероучения. Сегодня константинопольский патриархат снова занял позицию, которая исключает выслушивание иного мнения. Действительно, ситуация с церковью на Украине была непростой и требовала каких-то решений. Однако, для современного православного христианства она не является вопросом первостепенной важности, требующим неотложного, сиюминутного вмешательства. Объективно, положение христиан в Сирии, которые становятся жертвами массовых убийств со стороны террористов, представляется более насущной для христианского мира. Конечно, и на Украине ситуация непростая, но там до убийств на религиозной почве пока не дошло. Константинополь, претендуя на первенство в моральном авторитете среди православного мира, должен был учесть те непростые отношения, которые сложились сейчас между Россией и Украиной. Едва ли вопрос об автокефалии нельзя было отложить хотя бы и лет на 10, пока ситуация на востоке страны не успокоится. Создается ощущение, что и правда патриарха константинопольского Варфоломея что-то или кто-то очень сильно торопит.
Сегодня киевская власть ставит России каждое лыко в строку. Недавно Порошенко обвинил Москву в авиаударах по Украине. К этому давно все привыкли, тем не менее такая риторика раздражает население обеих стран. На этом фоне константинопольский томос - это попытка тушить пламя бензином. Будто мало было проблем, так решили добавить еще.
С точки зрения православных канонов, даже константинопольский патриарх не является безгрешным. Поэтому, несмотря на разрыв между нашими церквями, есть надежда, что при приемниках нынешнего предстоятеля Варфоломея, ситуация может измениться, и на смену расколу придет примирение. Правда склеивать разбитое будет очень и очень непросто.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции