Плюсы и минусы прогулки на электровелосипеде
Корреспонденты договорились встретиться у станции метро «Краснопресненская» — здесь и пункт велопроката удобный, и велодорожек предостаточно, можно выбрать достойный маршрут для велопрогулки в будний день. Тут тебе и Московский зоопарк, и высотка на Котельнической набережной, исторический центр на Большой Никитской, авангардное здание ТАСС, фонтан-ротонда «Александр и Натали». В общем, прогулка обещает быть «видовой» и увлекательной.
Время встречи — 09:30.
09:00 «Где же у электровелосипеда газ?» — такие мысли одолевают Хорошилова, пока он едет в метро к месту встречи.
На телефон приходит smsсообщение от педантичной Маши: «Абонемент оплатил?» Секундочку. А вот могла быть и первая неприятность — потеря времени. Впрочем, все решается несколькими нажатиями кнопок на телефоне.
Корреспондент открывает приложение и переводит с карты 150 рублей — столько стоит день катания на велосипеде, если каждая сессия «от станции до станции» будет длиться не дольше 30 минут.
09:25 У станции метро довольно многолюдно. Желающих покататься тоже немало — несмотря на будний день и, кажется, повальную занятость работой москвичей. Однако в прокатном пункте велосипедов — хоть отбавляй. Хочешь — электро, хочешь — простой. Выбор широк. Договариваемся на берегу — Леша на электрическом байке, а Маша — на простом. Разницы в оплате нет. Блага цивилизации в виде дополнительного ускорения от электротяги раздаются практически даром, наравне с обычным механическим усилением.
— Где же все-таки у него газ? — продолжает волноваться Алексей, уже отключая велосипед от зарядной станции. К слову, у каждого из представленных здесь байков заряд полный. На удивление.
Хотя опасения, что не найдется целая батарея, были. Конструкция электровелосипеда лаконичная. Ни ручек, ни кнопок на руле нет. Где включается эта шайтан-машина? — В чем подвох-то? — задается почти риторическим вопросом Алексей.
— Может, почитать инструкцию? — подсказывает предусмотрительная Маша. Сама тем временем уже отсоединила своего «педального коня» и готовится к поездке.
Алексей вводит на пульте логин и пароль, полученный в sms после регистрации.
Но — тишина. Инструкция гласит: «После надписи GO доставайте велосипед и начинайте движение». Еще раз — никакого результата. Двухколесный окаменел. Освободить его от зарядной станции — невозможно.
— Ну как? — вопрошает Мария, подойдя с другого конца станции проката.
Пробуем следующий — о чудо! — все в порядке, можно выдвигаться! — Так что там с газом? — торопит Маша.
— Сейчас почитаю инструкцию, — отвечает Хорошилов.
Благо смартфоны дарят человечеству возможность зайти в интернет в любой точке планеты. И что же? А никаких суперкнопок и тайных ускорений. Вращай педали — и будет тебе скорость. «Электрический мотор включается автоматически, при нажатии на педаль: чем быстрее крутить педали, тем сильнее мотор будет вам помогать» — гласит инструкция. Ожидалась, конечно, какая-то магия, что ли... Ну, сел, глаза закрыл, а велосипед сам покатил. Ну да ладно, любишь кататься — люби и саночки возить.
— Поехали уже! — командует Мария.
Глядя, как она бодро нарезает круги по площади, Хорошилов чувствует разочарование.
Он-то думал, сейчас с ветерком и без напряга будет катить вслед за напарницей, про себя посмеиваясь над тем, как она наяривает, крутя педали.
Оказалось, все гораздо прозаичнее. Помните детские инерционные машинки? Раскручиваешь им колеса, ставишь на пол, и они едут. Так же чувствуешь себя на электробайке, мотор лишь помогает крутить педали, но тащить пассажира «на своем горбу», а уж тем более в гору, он явно не собирается. Придется использовать мышечную силу...
09:50 Наконец-то в путь! С отсоединением от станций и выбором велосипеда — потрачено 25 минут.
Корреспонденты покидают Красную Пресню и двигают в сторону «Баррикадной». Хочется побыстрее добраться до Большой Никитской — там велодорожки аховые! Но тут — первая засада на пути: на Садовой-Кудринской с велосипеда приходится слезть и вместе с пешеходами понуро тащиться в обнимку с двухколесным другом через подземный переход. Ступенек двадцать вниз — благо есть пандус, но и он не слишком облегчает ношу.
— Слушай, я без мужской помощи бутылку воды с трудом открываю, — жалуется Мария, громыхая велосипедом.
— Нажимай на ручку тормоза, — советует Алексей. — Велосипед будет проще поддаваться.
— Давай помогу, — говорит сочувствующий Леша. Докатив свой велосипед, протягивает руку Маше, прежде чем она успевает возразить.
Выводы: традиционный велосипед куда легче своего электронного собрата.
10:01 Большая Никитская! Велодорожка здесь проложена по тротуару. И, кажется, это не очень удобно. Автомобилисты привыкли велодорожки оставлять пустыми, а вот пешеходам закон не писан — прутся, куда хотят.
— Люди просто в лоб идут, будто не замечают меня, — ворчит Мария, догоняя укатившего вперед Алексея. — Уткнулись в телефоны и дороги не различают. Чуть не сбила одного! — Давай до ближайшей станции, там обновим сессию и поменяемся, — предлагает Алексей.
Ближайшая станция — на Никитском бульваре. И это вторая засада, которая подстерегает наших корреспондентов.
Оп-па! На станции, что на Никитском, принимают обычные велосипеды — никаких электрических. Что делать?
10:15 Мария всматривается в карту на смартфоне: задача — найти ближайшую станцию и сдать велосипед за полчаса, чтобы не платить лишнего. Однако ближайшая, где принимают современные электробайки, — та же, на «Краснопресненской». Что ж, придется корреспондентам двигать назад.
— Меняемся велосипедами, — напоминает Мария.
Алексею тем временем жалко расставаться с «электрическим конем». Сперва незаметная помощь электромотора оказалась весьма ощутимой после пары километров. На низкой передаче, крутанув один раз педали, можно довольно долго осторожно маневрировать между пешеходами, а на высоких передачах усилия на ноги становятся и вовсе символическими. Прогресс имеет позитивные стороны, признается про себя немного консервативный Алексей. Но что делать: слово дал.
Хорошилов пересаживается на механический велосипед.
А этот «двухколесный конь» так себе, побитый жизнью: потертый, скрипучий и дребезжащий. С неработающим задним тормозом, зато передний хватает колесо намертво, ручка переключения передач на середине пути почему-то начинает проскакивать — лучше и вовсе ее не трогать.
— Слушай, а на электрическом удобнее педали крутить, — не нарадуется Маша.
— Ты его по переходу еще не тащила, — злорадствует Леша.
10:30 У станции «Краснопресненская» мало что изменилось. Редкие доставщики еды арендуют велосипеды и катят в разных направлениях. Чем не метод? И бюджетненько...
Маша и Леша паркуют велосипеды. И тут девушке приходит sms-сообщение, где указано, что велопрогулка завершена.
— А мне такое не пришло, — говорит Алексей.
Сверяют данные: «механический конь» зафиксировал всю длину поездки, а также ее длительность. А вот приложение «электротолстяка» даже таймер не запустило. Корреспонденты жмут «ОК» на пульте — а у дисплея велосипеда только песочные часы... Это как вообще понимать? Звонок в службу поддержки! Отвечает Наталья и просит назвать номер станции и четырехзначный номер велосипеда.
— Здесь пятизначный, — диктует цифры Алексей.
— А, это новые велосипеды, — отвечает оператор. — У вас поездка не завершена, подергайте руль посильнее.
Все как обычно: стукни — оно и заработает... Алексей дергает руль — раз, два, пять, десять... Часы исчезают.
— Вижу завершение поездки, — говорит Наталья.
— А как доплатить за просроченное время? — интересуется Алексей.
— Никак, в начале поездки был сбой, счет вам не выставляется, — отвечает Наталья.
Кататься, оказывается, можно было хоть целый день и бесплатно. Но нет. Неча казенное имущество задарма эксплуатировать.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры:
— Электровелосипеды появились в столичном велопрокате в 2016 году и сразу стали очень популярными. Благодаря помощи электродвигателя пользователю не требуется прилагать слишком много усилий. Это очень удобно, когда велосипед нужен как транспортное средство — например, добраться от станции метро до работы. Поэтому мы решили обновить модель электробайка и протестировать более легкий, простой и удобный в использовании велосипед.
СПРАВКА
За поездки дольше 30 минут в базовом тарифе придется отдельно доплатить. Так, катание сверх лимита до 1 часа обойдется в 30 рублей. До двух часов — 100 рублей. До трех — 450 рублей. От 6до 24 часов — 1500 рублей. От 24 до 48 часов — 3000 рублей. Более двух суток — штраф 30 тысяч рублей.
КСТАТИ
У прокатных велосипедов есть несколько базовых тарифов: 150 рублей — на сутки 350 рублей — на три дня 500 рублей — на сезон Каждый тариф можно расширить за дополнительную плату, увеличив длительность поездки с 30 до 45 минут.