Какой станет Москва нового поколения
Как и большинство старых городов, Москва ощутила на себе разные подходы к градостроительству, и сегодня пришло время очередного — качественно нового, с упором на комфорт, эстетику и претензиями на адресную уникальность. При этом как из песни не выкинешь слова, так и из сложившейся застройки просто так не уберешь то, что мешает или не нравится. Именно этому вопросу были посвящены все сессии конференции «Комфортный город. Новые вызовы». «ВМ» рассказывает о самых интересных идеях и уже реализованных концепциях.
Висячие сады
Москву можно назвать самым зеленым мегаполисом мира, особенно если учитывать «среднюю температуру по больнице». Очевидно, что количество деревьев на душу населения, к примеру, в Восточном округе больше, нежели в центре. Но посадить в центральной части города деревьев ощутимо больше, чем уже есть, вряд ли получится. В Европе нашли решение, буквально взглянув на мегаполисы сверху.
— С 2004 года в Лондоне действует программа озеленения крыш, — рассказал ландшафтный архитектор Илья Мочалов. — Каждый год там засаживается порядка 100 тысяч квадратных метров крыш. Илья Мочалов вычислил, что на одного жителя Центрального округа Москвы приходится всего 3,5 квадратных метра зеленых насаждений. Если озеленить хотя бы пять процентов крыш, общая площадь зеленых насаждений в центре вырастет на 75 гектаров.
Зампредседателя Москомархитектуры Татьяна Гук, рассказывая об опыте посещения международной выставки ландшафтных технологий, отметила, что в некоторых немецких землях нельзя даже начать строить здание, если в проекте не заложено озеленение крыши.
— Основная цель — это прежде всего регулирование микроклимата, — отметила Татьяна Гук. — Коллеги из Гамбурга говорили, что именно зеленые кровли привели к снижению средней температуры в городе на два градуса. Зеленые крыши могут быть неэксплуатируемыми — просто засаженными газоном и мхом, и эксплуатируемые — с небольшими деревьями и некой общественной зоной, за которой нужно следить. Как раз вопрос эксплуатации вызвал больше всего споров.
— Выскажусь как «злобный дворник» — у нас шесть месяцев в году снег, — сказала замруководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы Наталия Кораблина.— Большинство зданий в центре старые и по конструктиву не предполагают таких решений. Тем не менее технологии снижения нагрузки на здания с «висячими садами» уже давно существуют, и в случае Москвы это уже вопрос спроса и политической воли.
Вместе мы сильнее
Если пофантазировать, было бы приятно выйти на крышу сад после долгого рабочего дня и, глядя на заходящее солнце, выпить чашку крепкого чая и поболтать с соседом. Да уж, точно фантазия. Ну кто в наше время болтает с соседями? «Институт двора» мертв, а добрососедство забыто. Нужно ли его возрождать? Эксперты считают, что нужно, однако для этого необходимо создать условия.
В ближнем Подмосковье можно найти пример комплексной застройки, во многом благодаря которой появилось тесное соседское сообщество. В поселке Отрадное, где застройщик, заранее сформировав облик жителей будущих домов, возвел маленький город с собственной инфраструктурой. Со стороны застройщика создание «добрососедского комьюнити» только приветствовалось, для жителей даже проводились обучения, как правильно оформлять и реализовывать инициативы.
— Застройщик выделил нам помещение, где мы организовали галерею, собрали произведения местных художников, организовали соседский оркестр, — рассказал житель «микрогорода» Леонид Курашов.
Вместе с соседями они организуют велопробеги, вернисажи, приглашают на выставки «сторонних» посетителей. И это помимо коллективного решения бытовых вопросов. Застройщик же получает уникальный имидж и позитивную рекламу жилого комплекса.
Сергей Кузнецов, в свою очередь, высказал предостережение: главное, чтобы добрососедство не переросло в чрезмерную обособленность. Ведь нередко сообщество превращается в коммуну, прячущуюся за высокими заборами и шлагбаумами и никого к себе не пускающую.
КСТАТИ
Школы в спальных районах обычно находятся в самом центре квартала. Средняя площадь школьного участка — около 1,5 гектара. В ходе создания концепции комфортной городской среды архитектор Юлия Бурдова предложила уменьшить школьные территории вдвое в угоду общедоступным зеленым зонам. Однако, по мнению других экспертов, такое решение приведет к перегрузке детских и спортивных площадок, и места в итоге не будет хватать никому.