Свобода слова по разные стороны окон
Многочисленные ток-шоу на ТВ, пикировки в социальных сетях, между «представителями элиты» или вовсе безвестными людьми, соседями по лестничной клетке…. Кажется, что единственной границей свободы самовыражения является кулак, которым разбивают несущие околесицу губы. Резко, в лет, так чтобы зубы хама прокусили язык до крови, да хорошо бы еще и вылетели. Зубы.
На днях глава холдинга «Россия сегодня» Дмитрий Киселев попросил Российскую академию образования (РАО) разработать «внутренние запреты» для граждан. Телеведущий просит «определить границы невозможного и границы допустимого в свободе самовыражения, в свободе слова». Он повторил высказанную им ранее в своем шоу мысль: «сузить диапазон свободы слова в России. Или даже шире — диапазон свободы самовыражения». Конечно, не административно, поправками в КоАП, а формулировками, которые дадут обществу «внутренние нравственные запреты».
Тут государственный медиамагнат свел воедино два не тождественных понятия – «свобода слова» и «свобода самовыражения». Мнения и убеждения отражают сознание и систему взглядов человека. Он может их выразить через слово и здесь ему нельзя воспрепятствовать (кроме случаев, указанных в ст. УК РФ 282). С «самовыражением» сложнее: его уже могут принять за глумление, кощунство, святотатство, танцы на костях.
И вот тут – причина, почему медиамагнат вообще затронул скользкую тему. Из-за фильма «Праздник» Алексея Красовского. Фильм, впрочем, пока только монтируют. А страсти – как по «Матильде». Ведь Красовский вроде как снял «черную комедию» про блокаду Ленинграда! И это возмутило очень многих, включая «питерских» депутатов Госдумы, например. Принцип традиционен: не смотрел, но осуждаю (все пока что видели только трейлер). И вот уже Сергей Боярский, Юрий Грымов, актриса Мария Кожевникова подбирают слова похлеще и кувалду потяжелее. А за ними Общественная палата РФ намеревается просить Минкультуры «дать оценку картине до выхода в прокат».
Дорогие мои телезрители и посетители кинотеатров! Не верьте, прошу! Циничные пиар-специалисты вас попросту обманывают. Они грамотно «слили» часть информации о картине, совсем чуть-чуть исказив жанр и получили ожидаемую – оголтелую – реакцию «горе-охранителей». Что и нужно для успешного проката будущего фильма. Судя по отзывам критиков, что читали сценарий, нет там кощунства. А что есть? Да просто один вечер из жизни богатой семьи советской интеллигенции 40-х, которые со вкусом собираются к ужину, общаются и ужинают…. А за окнами, за желтыми портьерами – блокадный вымирающий город. Да, часть героев – подонки, ну так они себя ими не считают. Где тут глумление? Да иной разнузданный режиссер мог бы на премию «Оскар» наснимать на этом материале! Тем более, что мы знаем по воспоминаниям современников, что в блокаду многие теряли человеческий облик, а границ морали попросту не было. Одни хотели разбогатеть, другие – спастись от переднего края. А большинство – просто выжить.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Когда совсем не до комедии
Колонка обозревателя «ВМ» Павла Воробьева
Когда озвучиваются планы снять комедию про блокаду Ленинграда, любого нормального человека должно передернуть. Потому что есть святые вещи в этом мире, и страницы истории, про которые нельзя «комедийничать». Понятно, что даже на войне находится место юмору. Мне ветераны рассказывали смешные или хотя бы забавные эпизоды из жизни на передовой или в госпиталях(далее...)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции