Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Антон Ищенко: Школьникам предлагают стать юными техниками, изобретателями и учеными

Общество
Председатель Центрального совета Всероссийской организации изобретателей и рационализаторов Антон Ищенко
Председатель Центрального совета Всероссийской организации изобретателей и рационализаторов Антон Ищенко / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»
В России может быть введено звание юного изобретателя. Школьникам, придумавшим интересный проект, выплатят стипендию. Инициатива эта уже обсуждается и входит в состав рекомендаций федеральных министерств для применения ее в регионах. Документ пока готовится к выпуску.

Председатель центрального совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Антон Ищенко заявил, что Москва может стать первой, кто реализует эту идею. «ВМ» выяснила подробности инициативы.

— Антон Анатольевич, расскажите о задумке, кто из школьников может претендовать на звание юного изобретателя?

— Давайте начнем с того, что самое главное — это дать мотивацию для школьников, чтобы они стали заниматься наукой, техникой и изобретательством. Например, в спорте возрождена система ГТО: за хорошие результаты ребенок получает значок. В детской науке пока существуют только предметные олимпиады. Но изобретательство — это возможность мыслить нестандартно, не в рамках строго определенных заданий. Современным детям нужно прививать желание творить, создавать что-то новое. Вот и появилась идея: сделать систему поддержки ребят, введя для них наградные знаки разных степеней. Всего предлагаем три: юный техник, юный изобретатель и юный ученый. 

— Кто будет заниматься оценкой знаний и в каком формате это может происходить? 

— Это действительно непростой и трудоемкий процесс. Мы уже проводили конференции, пробовали давать школьникам написать в рамках их компетенций и знаний детскую научную работу по конкретной тематике, предлагали сделать своими руками какое-либо устройство, прибор и даже транспортное средство или решить местную экологическую проблему. Формат именно конференции позволяет оценить знания, понять, что ребенок сделал за год.

— И номинации для этого придуманы?

— Безусловно. Здоровье, транспортные средства, авиация, судостроение, робототехника, компьютерные программы и другие номинации уже разработаны. Важно отслеживать по каждому из направлений рост компетенций у ребят, проводя тестирования, публичные защиты проектов на разных этапах: от муниципального до федерального. 

Центральная площадка XII фестиваля «Наука 0+». На фото Егор Грезнов Центральная площадка XII фестиваля «Наука 0+». На фото Егор Грезнов / Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

— А в чем отличие от той же олимпиады?

— В олимпиаде дети параллельно решают одну и ту же задачу. Изобрести что-то новое за три часа невозможно. Так же, как и нереально создать за это время техническое устройство своими руками; именно поэтому формат олимпиады и неуместен. Поэтому есть идея давать задания на год, когда школьники вместе с руководителем прорабатывают разные идеи, приходят к какому-либо решению и представляют проект.

— Но для этого должна быть мотивация. Дети сейчас хотят понимать, для чего они это делают.

— Да, безусловно. Во-первых, они раскрывают свой потенциал, создают изобретения собственными руками. Во-вторых, предлагается выплачивать  небольшую стипендию для обладателей одного из трех званий юного техника, изобретателя или ученого. В-третьих, это значок. Увидя его, соседи по дому, парте или спортивной секции захотят узнать подробности. А рассказ о том, что за изобретение или проект школьник получает нагрудный значок и деньги на банковскую карточку, заинтересует сверстников заняться научной и изобретательской деятельностью.

— В Москве проще реализовать подобные идеи: в городе построена система детских технопарков, школы предлагают разные кружки и секции, идет работа с вузами. Будет ли проект реализован в первую очередь в столице?

— Москва традиционно является лидером по материальному обеспечению, применяемым технологиям и существующей научной базе. И было бы правильно выстроить систему поддержки школьников именно начиная с Москвы. Опыт затем нужно будет транслировать в регионы, чтобы ребята со всей страны имели возможность участвовать в такой программе, с юных лет заниматься наукой и техникой. Таким образом мы сможем создать очень серьезный задел для будущего экономического роста.

Московский международный форум инновационного развития «Открытые инновации - 2018» в технопарке «Сколково» Московский международный форум инновационного развития «Открытые инновации - 2018» в технопарке «Сколково» / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

— То есть вы уже смотрите в далекое будущее?

— Это необходимо. Немногие обратили внимание на идеи нынешнего Нобелевского лауреата по экономике Пола Ромера. Он обосновал теорию нового роста, которая заключается в использовании идей своих граждан. Нужно, чтобы общество генерировало идеи, а государство поддерживало их.  Это взаимный процесс, который поможет получить как можно больше запатентованных изобретений и официально зафиксированных результатов интеллектуальной деятельности. В результате те компании, которые нашли удачные способы решения определенных задач и запатентовали их, получают преимущества перед конкурентами. Те в свою очередь пытаются их обойти и ищут новые способы. Так происходит технический прогресс и экономический рост страны. 

— И дети могут его обеспечить?

— В том числе. Представьте армию изобретателей — 10, 50 или 100 тысяч ребят, которые увлечены наукой и знают, что их идеи нужны. Это серьезный задел на будущее.

— Хорошо, а что с теми взрослыми изобретателями и рационализаторами, которые имеют готовые идеи?

— Их мы тоже поддерживаем и идем в этой системе дальше. Раньше на предприятиях существовали так называемые БРИЗы — бюро рационализаторов и изобретателей. Их задачей было внедрение предложений сотрудников заводов, которые предлагали интересные решения по упрощению производственного процесса, оптимизации работы техники и так далее. Всего таких бюро в стране было 118 тысяч. Потом они стали исчезать. Сейчас в стране сформирован запрос на отечественную продукцию и разработки. Мы приняли решение о возвращении традиции работы с рацпредложениями.

— Но это должен быть какой-то новый формат, отличающийся от ранее существовавшего.

— Конечно. Мы создали платформу — национальную информационную систему «Бюро рационализации и изобретательства». Эта электронная площадка позволяет соединить промышленных партнеров и изобретателей всей страны. Таким образом человек может предложить идеи не только для того предприятия, где работает, а транслировать их на всю страну. Заводы могут, в свою очередь, поставить задачу перед всеми рационализаторами решить какой-то технический вопрос на предприятии. Лучшие предложения получат материальную поддержку. 

— А взрослым тоже дадут значок?

— Да, мы разрабатываем нагрудные знаки для изобретателей и рационализаторов. Это тоже станет приятным стимулом для людей смелее предлагать свои идеи.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.