Среда 19 декабря, 09:12
Мокрый Снег -9°
Город

Сто лет Музею Востока: как корреспондент «ВМ» работал в нем помощником

Корреспондент уже надел было перчатки, чтобы помочь работницам музея в этом прекрасном занятии, но встретил с их стороны явный протест и сопротивление
Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"
Корреспондент уже надел было перчатки, чтобы помочь работницам музея в этом прекрасном занятии, но встретил с их стороны явный протест и сопротивление
Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

Музею Востока в этом году исполняется 100 лет, и корреспондент «ВМ» отправился туда, чтобы поучаствовать в качестве добровольного помощника в подготовке к этому событию.

Музей Востока — единственный в России культурный центр, специализирующийся на хранении, изучении и популяризации искусства стран и народов Востока. Он открылся ровно век назад — 30 октября 1918 года, и за свою столетнюю историю сменил несколько названий, побывав Музеем Аrs Asiatica, Музеем восточных культур и Государственным музеем искусства народов Востока. Не раз меняя свой адрес, в 1984 году он, наконец, обосновался на Никитском бульваре в так называемом Доме Луниных — городской усадьбе первой четверти XIX века. Собрание музея насчитывает около 150 тысяч произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства. Администрация любезно разрешила корреспонденту «ВМ» участвовать в оформлении приуроченной к юбилею выставке.

Музей отрылся ровно век назад — 30 октября 1918 года Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

Меня представили миловидной женщине, хранителю Музея Востока — Вере Мясиной. В одном из залов она как раз занималась тем, что отпаривала утюгом женский костюм. Надет он был на манекен. Рядом с Верой работала не менее миловидная Лидия Рославцева — кандидат исторических наук, эксперт по искусству народов Крыма и Кавказа. Когда я подошел, обе они горячо обсуждали, как именно «подавать» зрителю этот экспонат.

— Есть очень мудрая армянская пословица: «Одному Господь дает плов, а другому — аппетит», — сказала Лидия Вере, но я не понял, что имелось в виду. Через несколько минут стал свидетелем того, как старинное армянское платье украшали накидкой с золотым шитьем. И, как мне пояснили Вера и Лидия, платье было девичье, а вот такую накидку могли носить только замужние женщины. Об этом и возник между женщинами спор.

Вера и Лидия горячо обсуждали, как именно «подавать» зрителю этот экспонат Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

— А мы сейчас передничек красивый к ней подберем, вот и не будет такого контраста, — предложила Вера.
Корреспондент уже надел было перчатки, чтобы помочь работницам музея в этом прекрасном занятии, но встретил с их стороны явный протест и сопротивление.

— Постойте! — хором ринулись они ко мне. Я так и замер с поднятой рукой в нескольких сантиметрах от манекена. Как они объяснили, прикасаться к музейным экспонатам могут только специально обученные люди.

— Хотите помочь? — немного успокоилась Вера. — Что ж, можем в таком случае вручить вам отпариватель и копию платья. А к оригиналу вы — ни-ни…

А платье я отпарил все-таки неплохо Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

Пришлось мне молча подчиниться.

В следующий час я узнал много нового об эталоне женской красоты на Востоке. Об этом рассказали все те же Вера и Лидия.

— Оказывается, женщина должна была быть крепкой, ее лицо — белым, без какого-либо признака загара, — просвещала меня Лидия. — А волосы ее — обязательно длинные и черные.

Я услышал рассказ об истории Древней Армении и Грузии. Диву давался, сколь много знают эти дамы.
Выставка займет шесть залов. И в каждом будет представлен свой регион: Центральная Азия, Кавказ, Китай, Корея, Япония, Юго-Восточная Азия. Везде — свои каноны красоты, и часто — диаметрально противоположные.

Как рассказала присоединившаяся к разговору куратор корейской коллекции Ирина Елисеева, место для своих экспонатов она отвоевывает, что называется, "с боем".

— Почему-то мало кто знаком с корейскими традициями. Все Китай да Япония, — вздыхает она. — А у меня в коллекции есть вещи, которые использовались еще до разделения страны на части. Кстати, если говорим о стандарте женской красоты, то он у них был один.

В каждом зале выставки будет представлен свой регион: Центральная Азия, Кавказ, Китай, Корея, Япония, Юго-Восточная Азия Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

— Что, и им тоже, как в Китае, бинтовали ноги, чтобы не росли? — эмоционально реагирую я, поскольку всего несколько минут назад узнал об этом диком, на мой взгляд, обычае. Полоской ткани девочкам-китаянкам привязывали к ступне все пальцы ног, кроме большого, и заставляли ходить в тесной, на размер (или два) меньшей обуви, отчего ступни деформировались. Это считалось признаком элитарности.

— Нет, не только это, — поясняет, улыбнувшись, куратор корейской коллекции. — Они не должны были загорать, брови у них покрывались золотой пудрой, женщина должна была быть изящна, с небольшой грудью и широкими бедрами. Китай оказал сильное влияние на Корею, а она в свою очередь — на японскую культуру, — Ирина указывает на щедро расшитое золотом платье. — Вот одежда кисэн, корейских гейш. Эти женщины предназначались для разного уровня утех: и для сугубо сексуальных, и для интеллектуальных. Одним запрещалось петь и танцевать, другим — заниматься с клиентами сексом. Хотя, не думаю, что запреты были такими уж строгими. Кисэны высшего «разряда» обучались хорошим манерам, могли выбирать себе покровителя и никогда не находились в полной зависимости от мужчин. Я бы их назвала куртизанками — элементы первой древнейшей, безусловно, там присутствовали.

Китай оказал сильное влияние на Корею, а она в свою очередь — на японскую культуру Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

А платье я отпарил все-таки неплохо. Но правильно надеть его на манекен не сумел: оно все время сползало куда-то вбок и никак не хотело сесть по фигуре.

— Позвольте нам, — вежливо предложили свою помощь Вера и Лидия.

А я понял, что как ни старайся, а так, как у этих женщин, у меня никогда не получится.

Евгения Карлова, заведующая отделом искусства стран Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Южной Азии:

— То, что кажется красивым нам, таковым не является для жителей Востока. У нас и в Азии — стандарты красоты совсем разные. И это миф, что изображать человека в исламском искусстве запрещено. В нашем музее, причем в постоянной экспозиции, есть изображение Пророка на одной из сирийских миниатюр. На выставке присутствует несколько разделов, посвященных женщине. Они называются: "Женщина как скрытое сокровище" , "Женщина как боевой товарищ» , "Женщина-царица", "Женщина как арт-объект" и "Женщина как мать". Так что выставка очень интересная.

Корреспондент уже надел было перчатки, чтобы помочь работницам музея в этом прекрасном занятии, но встретил с их стороны явный протест и сопротивление
Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER