Как будущих царей из Кремля изгнали
Это уже после освобождения Москвы и созыва Земского собора в нашей стране установилось народное единство. А до последнего момента — то есть вплоть до избрания нового царя и завершения Смуты — единства в русской земле и в русских людях не было...
Когда Минин и Пожарский вытряхивали из всех сословий деньги и вещи на свое ополчение и освобождение Москвы, часть русских городов присягала на верность польскому королевичу, другие хотели отдаться шведам или стать вольными ганзейскими городами, третьи уже реально боролись против поляков и литвинов. И посреди этой кутерьмы шастали с саблями наголо свои же, православные, казаки — волжцы, донцы, запорожцы, — грабившие всех подряд и служившие кому угодно из тех, кто больше заплатит — даже вечным врагам полякам. — Минину и Пожарскому действительно пришлось насаждать единство на Руси, — говорит историк Владимир Сидоров. — Первым делом они занялись не войной, а учреждением правительства и сбором налогов, назначением управленцев в разных областях. И прогонять поляков с литовцами и шведами из русских земель стало возможным только после образования ими работающей государственной системы. Еще до избрания царя из рода Романовых.
Потом был поход на Москву, упорные и жестокие бои в Белом и Китай-городе, взятие их штурмом и установление блокады Кремля. Была решающая битва против войска Ходкевича, подошедшего на выручку осажденному польскому гарнизону. И, наконец, капитуляция поляков и освобождение Кремля.
Об уровне народного единства тех дней говорит то, что вместе со сдавшимися поляками из Кремля вышли те самые Романовы, что потом будут избраны на царство. Там они служили полякам, как и многие другие дворяне. Потребовалось много усилий, чтобы сделать единство реальным. Тем оно ценней.
КСТАТИ
Ополченческое правительство в 1612 году называлось «Совет всея земли». Главами были, конечно, Минин и Пожарский. Документы «Совета» подписывали все его члены, но в порядке местничества, поэтому подпись Пожарского была только десятой, а Минина — пятнадцатой в списке.