Главное
Истории
Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Святых покровителей показали посетителям музея имени Андрея Рублева

Общество
Икона XVIII века «Господь Вседержитель с собором вологодских и белозерских святых»
Икона XVIII века «Господь Вседержитель с собором вологодских и белозерских святых» / Фото: музей имени Андрея Рублева
15 ноября в Музее имени Андрея Рублева открылась для посетителей выставка старинных икон «Церковь Небесная».

В экспозицию попали иконы из собраний частных коллекционеров, а также фондов Музея Андрея Рублева и Государственного исторического музея, которые обычно недоступны для рядового посетителя: те, кто не является сотрудником музеев, могут увидеть эти иконы лишь по официальному запросу. Объединены эти иконы общей тематикой: на них изображены соборы русских святых.

— Соборы — это изображения нескольких святых на одной иконе,— рассказала заведующая сектором экспертизы Музея имени Андрея Рублева Жанна Белик. — Цели соборов могли быть совершенно разными. Они могут быть составлены по географическому признаку, например собор московских святых, волынских и так далее. Россия — это не просто страна, а страна с огромным количеством святых, которые собраны по региональным группам.

По ее словам, одним из центральных объектов является изображение самых первых святых — князя Владимира и его детей, великомучеников Бориса и Глеба, мощи которых покоятся в Киево-Печерской лавре.

— У нас также представлены соборы московских святых, и это очень интересно, — добавила Белик. — Дело в том, что вопрос, «кого изображать на иконах московских святых», находится в постоянном развитии. Самые древние соборы содержат лишь четырех святых, которых канонизировали довольно рано.

Из святых Московского собора Белик особо отметила святителя Петра, который в XIV веке перенес церковную кафедру из Владимира в Москву, сделав последнюю духовной столицей.

— Потом Москва возвысилась и стала еще и мирской столицей государства, — пояснила она.— Роль Петра в становлении Москвы столицей считается важнейшей, поэтому его называют одним из первых святых московских — хранителей нашего города. Позже в сонм московских святых вошли и другие святители. Выставка очень важна для москвичей, поскольку у многих из нас есть корни в других регионах, а здесь можно увидеть святых, которые хранили наших далеких предков, например в Твери и Рязани.

Также Белик добавила, что на выставке представлены и иконы, изображающие «Субботы всех святых», — именно в этот день одновременно прославляют всех канонизированных покровителей различных дней недели. Это считается довольно редким сюжетом. — Еще есть такое понятие, как «собор небесных сил бесплотных», — отметила она. — Ведь святыми считаются не только люди, но и ангелы. Например, есть собор Архангела Михаила и небесного воинства.

Всего в экспозицию вошли более 70 произведений иконописи, многие из которых содержат автографы изготовивших их мастеров и даты создания, что делает эти иконы особенно ценными для культуры.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Всеволод Чаплин, протоиерей:

— Для православных особое значение имеет икона, изображающая архангела Михаила и небесное воинство ангелов, поскольку они незримо присутствуют в нашей жизни и направляют нас. Региональные же соборы святых укрепляют связь людей с теми подвижниками, которые жили в определенном месте. Это поднятие любви к родной земле на самый высокий уровень, практически до неба — на уровень единства с теми людьми, которые составляют часть небесной церкви.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.