Медийные технологии в Северном Чертанове
СОВМЕСТНЫЕ российско-шведские «Горячие новости» (премьера состоялась в Нью-Йорке, на фестивале «Трайбека») вышли в прокат не совсем вовремя. На волне общественного резонанса от дикого случая с реальным майоромпреступником Евсюковым трудно всерьез принять киношного бравого майора Смирнова. То есть переключить сознание на честного, отважного стража порядка.Но картина Андерса Банке (шведа, учившегося во ВГИКе), спродюсированная Сэмом Клебановым, меньше всего претендует на рассказ о суровых буднях оперативников.Она снята по мотивам фильма гонконгского режиссера Джонни То, где основным смыслообразующим действием также было реалити-шоу с участием бандитов и оперов, приправленное специфическим юмором.В нашей версии (это первая со времен детского «Мио, мой Мио» копродукция со шведами) игра на жанровом поле экшена дополнилась изрядной дозой социальной сатиры. Совещание в ГУВД, например, другой интонации и не предполагает. Просто паноптикум какой-то.…Открывающая фильм сцена перестрелки между операми и бандитами в центре Москвы заставляет вспомнить модные азиатские образцы; все динамично, ярко и в очень хорошем темпоритме срежиссировано. Вообще на техническом уровне создатели «Горячих новостей» постарались. И монтажер швед, и оператор англичанин здесь многое объясняют.Большая часть звука записана непосредственно на съемочной площадке – таким образом удалось обойтись без переозвучки диалогов, благодаря чему атмосфера часто приближена к реальной. 6000 патронов потратили, приличный автопарк разнесли в щепы.А бандиты здесь – не отморозки, благо их возглавляет предмет воздыханий романтичных девушек Евгений Цыганов («Прогулка», «Питер FM», «Русалка»). Его Герман в меру брутален и хладнокровен, особенно на фоне «торчка» по кличке Клей (Максим Коновалов, привычно купающийся в роли наркошибеспредельщика).С бандой Германа волею случая объединятся в одной квартире в Северном Чертанове два киллера-профи (Сергей Гармаш и Артем Семакин). И будут еще заложники: отец с двумя детьми, не успевшие покинуть дом. И конечно, майор Смирнов (Андрею Мерзликину не внове примерять на себя роль героя-одиночки), самолично решающий проблемы вопреки воле дурного начальства.Все эти люди должны стать пешками в игре, развернутой легкомысленной пиарщицей ГУВД Катей Вербицкой (Маша Машкова). Превратить поражение своего ведомства в триумф, повлиять на рейтинги в телешоу – вот ее задача. Когда гламурно-циничная Катя сообщает милицейскому начальству: «Мы должны победить на той же территории, в виртуальном киберпространстве массовых коммуникаций», – нужно видеть лица этих пожилых, заматеревших, почти неотличимых друг от друга людей в погонах. Гротеск, скрещенный с узнаваемыми бытовыми картинками того же Северного Чертанова, рождает невеселый смех. И потому, что банда Германа не лишена пресловутой криминальной романтики и выглядит привлекательнее, чем «правильные» герои. И потому, что отчетливо понимаешь: мультимедийное реалити-шоу никуда не денется, даже если на улицах Москвы будут стрелять из гранатометов, как в фильме.Делать деньги на рейтингах, замешанных на крови – это так отвечает сегодняшней медийной реальности, что уже почти не пугает. Давняя политсатира Левинсона «Хвост виляет собакой» («Плутовство»), где речь шла о пиар-технологиях президентских выборов, в наших реалиях уже не смотрится фантастикой. «Горячие новости» – для ироничного зрителя, который оценит и юмор, и предложение поиграть в войну.Все атрибуты продакт-плейсмента работают, и будут здесь и реальные бренды, и вымышленные, как «официальная вода спецоперации», которую пьют омоновцы. Правосудие пасует перед мобильным Интернетом, а заложники должны спасаться, полагаясь на милосердие бандюков больше, чем на ментов.