Эскалаторная галерея на станции метро «Воробьевы горы» обретет новую жизнь
20 декабря корреспондент «ВМ» выяснила, почему эта культурная и историческая достопримечательность много лет была заброшенной.
Эскалаторная галерея появилась в 1959 году через несколько месяцев после возведения станции «Воробьевы горы», которая тогда называлась «Ленинские горы».
В июле того же года 90-метровый эскалатор принял первых пассажиров. Он делал путь от станции к Дворцу пионеров комфортнее для москвичей.
И пользовался большой популярностью. Эта, как говорится, гордость советской мысли гармонично вписывалась в облик юго-запада столицы — в те годы одного из самых романтических и молодежных районов Москвы.
При этом галерея не находилась внутри метро, а служила отдельным зданием, которым многие москвичи совершенно бесплатно пользовались без всякой связи с метро. Некоторые москвичи все еще помнят, что можно было доехать на троллейбусе от Мосфильмовской улицы до эскалаторной галереи, спуститься по ней, а затем перей ти по пешеходной части моста Москву-реку и попасть в Лужники.
— Галерея стояла прямо в лесу, на горном склоне. Чтобы добраться до нее, нужно было немного пройтись по аллее от «Ленинских гор», — рассказывает москвовед Алексей Дедушкин.
Спрятавшись среди высоких стволов деревьев, растущих на склоне Воробьевых гор, эскалаторная галерея действительно смотрелась как нечто сказочное. Притягательность этого места не скрылась от внимательных взглядов режиссеров. И подъемник послужил декорацией для известных фильмов — черно-белого «Ох уж эта Настя!» и италофранко-советского «Подсолнухи», в котором есть сцена, где молодая Софи Лорен задумчиво спускается по эскалатору. А в фильме «Ох уж эта Настя!» галерея появилась в немного непривычном амплуа: в одном из эпизодов героиня Натальи Гвоздиковой рассматривает фотографии, на которых она спускается по эскалатору.
Однако к началу 1980-х подъемник, к сожалению, стал постепенно приходить в аварийное состояние. Конструкции эскалатора начали разрушаться из-за оползней и смещения грунтов. На это повлияла ошибка проектировщиков, не принявших во внимание сложную почву, характерную для Воробьевых гор, где было возведено это архитектурное сооружение.
— Эскалаторная галерея закрылась в 1980-х годах почти одновременно с «Ленинскими горами», однако в отличие от станции не была восстановлена, — продолжает москвовед.
«Ленинские горы» размещались на метромосту, который полностью пересобрали более чем за десять лет, а станцию переименовали в «Воробьевы горы» и открыли заново. Сама же эскалаторная галерея не прослужила и 30 лет.
Разумеется, власти не раз задумывались о реконструкции. В середине 2000-х годов специалисты разработали проект восстановления. Однако эскалаторную галерею все же так и не восстановили, поскольку это решение посчитали нецелесообразным в связи с особыми условиями и высокой стоимостью реконструкции.
Почвы на склоне Воробьевых гор — оползневые, поэтому выполнять реконструкцию специалистам было чрезвычайно сложно.
— Конечно, внутрь галереи уж десять лет как не попадешь, а до этого можно было подняться и побродить по заброшенной эскалаторной галерее. Сейчас остался только нижний павильон галереи, а верхний полностью разобран, — добавляет Алексей Дедушкин.
Но оставлять все как было городские власти вовсе не собираются. Сотрудники столичного метрополитена скоро избавятся от разрушенных временем и природой старых конструкций и проведут исследования местности. Из-за трудной почвы на склоне Воробьевых гор специалистам, которые разработают проект реконструкции архитектурного объекта, предстоит тщательно изучить состояние грунтов, а также провести необходимые для нового строительства расчеты.
Согласно проекту реконструкции архитектурного объекта, огромные стеклянные вестибюли, спускающиеся каскадом, напомнят прежний облик галереи, какой она была в 1960-х годах. Рядом с эскалаторами будут находиться лестницы, а на крышах галереи москвичи даже смогут задержаться и отдохнуть.
— Сроки окончания реконструкции могут быть скорректированы в зависимости от выбранного проектного решения, — сообщили в прессслужбе московского метро.
Строители реконструируют основное историческое здание и благоустроят прилегающую к эскалаторной галерее территорию. Здесь появится новая городская зона отдыха с кафе и смотровыми площадками. По словам Алексея Дедушкина, «руины погибшей цивилизации» вполне возможно восстановить, но вход и выход из галереи лучше оставить бесплатным, так же как и в былые времена. В пресс-службе метро добавили, что по новому эскалатору москвичи смогут от станции «Воробьевы горы» подняться на улицу Косыгина и смотровую площадку, с которой открывается роскошный вид на столицу.