Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Александр Свищев: Канатная дорога стала не просто транспортом столицы

Город
Александр Свищев: Канатная дорога стала не просто транспортом столицы
В 1962 году не было ни снежных пушек, ни подъемников / Фото: из архива Александра Свищева

Интерес к канатной дороге, открывшейся лишь месяц назад, заметно растет. Она популярна сейчас и будет пользоваться еще большим спросом у жителей Москвы и гостей столицы в летний период времени. Корреспондент «Вечерней Москвы» пообщался с одним из тех людей, кто уже несколько десятилетий знаком с районом «Воробьевы горы», где как раз до недавних пор шло активное строительство этой дороги.

— Александр Константинович, реконструкция «Воробьевых гор», как мы понимаем, – это серьезный проект, а для вас, очень особенный, если смотреть глазами бывшего спортсмена-горнолыжника?

— Да, Вы правы. Воробьевы горы – это лично для меня особенная история. Впервые я увидел горнолыжников именно на Воробьевых горах, когда моя сестра привезла меня посмотреть на Москву «сверху». Тогда я и «заболел» горными лыжами. Мне было всего семь лет, катались тогда мы с железнодорожной насыпи на «бочках». Возить меня постоянно на Воробьевы горы было некому, поэтому сестра записала меня в секцию беговых лыж неподалеку. Я и там пытался учиться первым поворотам на ближайших горках. Но когда получил свободу передвижения и первые карманные деньги, первым делом я отправился на Воробьевы горы, ведь это было единственным местом, где базировались московские горнолыжные секции. Но и тогда ничего хорошего меня не ожидало… Мне было 12-13 лет. В секции назвали переростком и поставили условие: возьмут меня, только если я приду со своим инвентарем. Было это в 50-е годы. Какой там инвентарь?

— Что за понятие «бочка»?

— Разбивали взятую в магазине бочку из-под огурцов, прибивали дугу из ремня для крепления валенка и на этих гнутых досках и катались.

— Кстати, в тех самых, 50-х годах, советские спортсмены завоевали первые олимпийские награды…

— Действительно это так. В 1956 году на Олимпийских играх в Кортине-д’Ампеццо была наша первая бронзовая медаль в истории. А завоевала ее Евгения Сидорова. Но даже тогда в газетах можно было прочесть, что горнолыжным спортом могут заниматься только богатые люди, пролетариям он не по карману, поэтому это спорт буржуев. Соответственно, и инвентарь был большой редкостью и очень дорогой. Пришлось отложить мечту...

Александр Свищев: Канатная дорога стала не просто транспортом столицы Несмотря на то что в 70-е годы начался горнолыжный бум и везде стали ставить подъемники, на Воробьевых горах по-прежнему ходили пешком / Фото: из архива Александра Свищева

— Что еще из этого вида спорта вам вспоминается из тех времен?

— Тогда это был очень экзотичный вид спорта. Информации – минимум, в «Советском спорте» можно о чем писали, кроме как о горных лыжах. Даже потом, когда в семидесятые годы был настоящий бум как спортивный, так и любительский. Я, кстати, коллекционирую книги по горным лыжам. Первая книга по этой тематике в моей библиотеке датируется 1956 годом. С тех пор я собирал любую информацию по этой теме и у меня собрана уникальная библиотека. Думаю, что ни у кого больше нет такого количества литературы по горным лыжам.

— Все же, насколько я знаю, ваша мечта профессионально заняться горными лыжами была осуществлена.       

— Как только я получил паспорт и возможность устроиться на работу, перевелся из дневной школы в вечернюю, стал зарабатывать деньги на инвентарь. Ботинки купил почти сразу, а вот лыж не было. Купить можно было только в комиссионке. Наконец-то появилась единственная пара лыж, да не каких-нибудь, а французских «Россиньол»! Их стоимость была по тем временам 50 рублей. Для сравнения - беговые лыжи стоили максимум 5 рублей. Но самое главное – это длина, которая была 2 метра 20 сантиметров! Спусковые! А на улице уже снег! Была не была... Взял! Не терять же еще год… Вот с таким инвентарем я и заявился в секцию «Трудовых резервов» на Воробьевых горах. Ютились они в крохотных помещениях в здании под трамплином.

— Как проходили ваши тренировочные будни? Как поднимались в гору?

— Пешочком. В 1962 году не было ни снежных пушек, ни подъемников. Перед соревнованиями привозили на самосвалах грязный снег и  лыжами и лопатами растаскивали по склону. Нагрузка на склон была  огромная, а снег только естественный. Понятно, что склон представлял из себя сплошные бугры и лед. Искры из под кантов - нормальное зрелище. Каждый спортсмен одновременно и мастер по ремонту лыж. Лишиться лыжи при том дефиците - трагедия! 

Александр Свищев: Канатная дорога стала не просто транспортом столицы 1962 год. Под трамплином на Воробьевых горах. А. Свищев - крайний справа / Фото: из архива Александра Свищева

— Как вы совмещали учебу и тренировки?

— Таких как я «переростков» в секции было четыре человека. Понятно, что мечтать об олимпийских медалях нам было поздновато, но энтузиазма было не занимать. Три дня в неделю я вечером после работы ходил в вечернюю школу, а четыре дня – на тренировку. Свет на склоне выключали в десять часов вечера. Все уходили по домам, а наша троица шла к метро. Раньше там был бесплатный эскалатор на самый верх. Это и был наш первый «подъемник». Крепления у нас были «Кандахар» и отстегивались одним щелчком. Сверху, с моста, насыпь подсвечивалась фонарями, и мы продолжали тренировку «до упора». Но, несмотря на то, что в 70-е годы начался горнолыжный бум и везде стали ставить подъемники, на Воробьевых горах по-прежнему ходили пешком. Дело в том, что в основном возможность поставить подъемник имели любительские коллективы от крупных предприятий, где имелась материальная база, где можно было списать двигатель, оборудование, троса, редуктор, рамы, необходимые для постройки подъемника. А у спортивных организаций на Воробьевых горах такой базы не было, потому там дольше всех и ходили пешком. Конечно, это также сказалось на спортивных результатах.

— Ваш опыт и знания были воплощены в нынешний проект, осуществленный на Воробьевых горах.

— Когда мой сын Дмитрий Свищев (оп был первым вице-президентом федерации горнолыжного спорта и сноуборда России, ныне президент федерации керлинга), рассказал, что ходят разговоры о грандиозном проекте реконструкции Воробьевых гор с целью создания там полноценного спортивного центра Москвы, я ни минуты не думая предложил помощь по реконструкции московской канатной дороги.

— Какие чувства вы испытываете, когда видите, что Воробьевы горы спустя почти 70 лет становятся глобальным уникальным кластером спорта в Москве?

— Сейчас сложно всем поверить в те сложности, что были в 50-х-70-х годах с инвентарем и условиями подготовки спортсменов. Но, в то же время, могу сказать, что и спортсмены молодого поколения, которые базировались на Воробьевых горах, еще пять лет назад условиями похвастаться, к сожалению, тоже не могли – там были холодные раздевалки, где отсутствовали даже туалеты. Плюс ко всему - опасный, не отвечающий техническим требованиям подъемник, который был настолько не удобен, что спортсмены продолжали подниматься пешком. Это, как вы понимаете, очень сильно тормозило тренировочный процесс, и как следствие – отсутствие результатов у московских спортсменов. И мне очень приятно и я горд за то, что в уходящем году мы стали свидетелями новой ступени в развитии Воробьевых гор. Я бы это назвал новым вздохом. Мы открыли суперсовременную Московскую канатную дорогу, которая стала не просто транспортом столицы, но и настоящим «светом» для детишек из школ Воробьевых гор, для которых в проект реконструкции были внедрены кресельные подъемники. Дети будут во время соревнований и тренировочного процесса пользоваться подъемником абсолютно бесплатно. Вот то, ради чего необходимо рассказывать об этом проекте. Я очень рад, что стал его частью.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.