Хей , capoeira!
[b]На улице – мрак, грязь, дубняк, а у меня на душе – солнце, море, короче, Бразилия с ее белыми штанами и загорелыми мальчиками:)! Три раза в неделю я надеваю белоснежные брюки на бедрах, выключаю мобильник и босиком захожу в зал, где буду бить в этнический барабан, петь по-португальски и ходить на руках. Я занимаюсь капоэйрой![/b]Началось все с того, что дико не хотелось идти на пошлый шейпинг, как все подружки. А быть в форме сейчас модно. Знакомые брейкеры, выслушав мои запросы (“чтобы двигаться, но не тупо, чтоб было круто и чтобы в мои 25 меня не засмеяли”), вынесли приговор: “На капоэйру!” И без предупреждения впихнули в спортивный зал. Там люди в белых штанах стояли в позе практически рака.[b]ШАГ 1. Я УЧУСЬ НЕ СТЕСНЯТЬСЯ[/b]. То, что я увидела, была “кадейра” (попортугальски “стул”, так и выглядит: будто из-под тебя вынули стул и ты остался стоять на полусогнутых). Это базовая стойка капоэйры.Меня тут же в эту кадейру поставили. Надо сказать, после пяти минут такого стояния все комплексы пропадают. Оглядываюсь. Какие все разные! Толстые и долговязые, “качки” и хиляки (даже очкарики), взрослые тетки и совсем дети. Ура, мой возраст, пол и физическая подготовка оказались совершенно не важны. Начинающие и “продвинутые” занимаются вперемешку, и ты потихоньку нагоняешь, равняясь на окружающих. Со стороны видок поначалу странноватый: все на полусогнутых ногах, скрюченные…Дело в том, что капоэйра очень естественна: где надо, тело напряжено, где надо – расслаблено. Все продумано, чтобы ничего себе не сломать и увернуться от удара.[b]ШАГ 2. Я ДЕЛАЮ ПЕДИКЮР[/b]. Все занимаются босиком, всё на виду и “на нюху”. Вонять потом просто нельзя. Аллилуйя! – мальчики здесь бреют подмышки и принимают душ как минимум один раз в день! Все-таки никак не могу понять – это борьба, замаскированная под танец, или танец в виде борьбы? А капоэйристы называют это “игрой”. “Пойдем поиграем”, – вызывают тебя на бой. Спрашиваю у Яна, нашего учителя. “В капоэйре множество составляющих, – отвечает он. – Сказать о человеке, что он капоэйрист, можно, только если он обладает многими умениями – играет на бразильских инструментах, поет, знает португальский язык. Он должен быть и бойцом, и акробатом, и танцором, и шутом – уметь все переводить в шутку”.[b]ШАГ 3. Я УЧУСЬ НЕ НЫТЬ[/b]. Да уж, переводить в шутку полезно – даже самое простое движение получается далеко не сразу, как и у всех вначале, поэтому, кстати, на твою корявость никто не обращает внимания.Ужасно хочется бросить на фиг. Но вот уже через недельку ноги и руки неожиданно попадают в нужное положение. Да, за неделю вполне реально научиться основным движениям, чтобы не чувствовать себя совсем отстоем. Дальше зависит от тебя – насколько ты не боишься и выкладываешься. В какой-то момент у меня возникло сильное подозрение, что не женское это дело, капоэйра: силовые приемы, акробатика, удары… “Женское-женское! – успокоивает учитель. – Мужчины, может, и выносливее, но девушки гораздо хитрее”. Как оказалось, хитрость и сообразительность в капоэйре главнее.[b]ШАГ 4. Я УЧУСЬ СМОТРЕТЬ В ГЛАЗА[/b]. Как это, оказывается, трудно – постоянно смотреть напарнику в глаза, отрабатывая движения в паре! А надо – контакт очень важен, энергетический и зрительный. Вот я учусь взаимодействовать с партнером, уходить от его ударов и наносить свои. Хотя сейчас в капоэйре удары только имитируются – эта борьба бесконтактная, но говорят, с ее помощью можно и реально драться, если понадобится.А еще Ян твердит, что капоэйра очень помогает в сексе:).[b]ШАГ 5. Я ГОВОРЮ ПО-ПОРТУГАЛЬСКИ[/b]. Это официальный язык капоэйры. Чтобы получить пояс и перейти на следующий уровень обучения, помимо всего прочего, надо сдавать португальский. На нем все названия, термины, песни. Красивые слова: “джинга” (основной шаг), “беримбау” (однострунный инструмент), “макулеле” (разновидность капоэйры)… Песни, под которые происходит капоэйра, простые (типа как в фильме “Рабыня Изаура”, помните?) “Парана-уэ, парана-уэ, парана” или “Зум-зум-зум капоэйра матау”. А главное слово для капоэйриста – “axe” (читается “аше”). Моя школа даже называется “Axe Capoeira”.“Аше – это суть капоэйры, ее энергия, – объясняет Ян. – Когда нет ничего, кроме игры, когда человек забывает обо всем, он свободен и ему очень хорошо”.[b]ШАГ 6. Я СТАРАЮСЬ НЕ НАПРЯГАТЬСЯ[/b]. Чтобы в капоэйре было хорошо, главное – не напрягаться. “Без фанатизма! – говорю себе. – Ты ничего не проигрываешь и никого не собираешься победить”. Расслабиться, отключить голову и получать удовольствие. Чувствовать пространство и себя в нем. Кайф! [b]ШАГ 7. Я ВСТАЮ НА ГОЛОВУ[/b]. Это случилось, хотя для меня было со-вершен-но нереально. Сначала я какимто чудом встала на руки у стенки. И первый раз увидела мир вверх ногами – это потрясающе. А потом – примерно два месяца морально к этому готовилась – я оказалась кверху попой, стоя на трех точках: голова и две руки. Оказывается, стоять на голове очень полезно. Осталось преодолеть следующие трюки: хождение на руках, удар двумя ногами в прыжке и колесо без рук.[b]ШАГ 8. НАДО УЛЫБАТЬСЯ[/b]. Несмотря на физические нагрузки и быстрый темп, они еще успевают улыбаться и делать вид, что это все легко и просто! Но Ян предупреждает: “Если тебе улыбаются, это не значит, что в следующую секунду тебя не ударят”.Значит, в настоящей капоэйре нет правил и запрещенных приемов? “В общем, да. Есть этика: не тыкать пальцами в глаза, не бить в горло, в пах. Не нападать на слабого. Если хочешь ударить, найди себе кого-нибудь посильнее”.[b]ШАГ 9. Я ВЫХОЖУ В КРУГ[/b]. Это называется “рода” (“колесо”). Все встают в круг. Основное место – у музыкантов. Стандартный набор инструментов: большой барабан “атабаку”, бубен “пандейру”, еще кой-какая примитивная народная перкуссия, а главное, “беримбау” – похожий на лук инструмент с одной струной, по которой бьют палочкой, с выдолбленной тыквой в качестве резонатора. Беримбау издает ровно две ноты, но на нем ухитряются играть десятки разных ритмов. Все поют и хлопают в ладоши. Сначала исполняют гимн капоэйре с приветами разным великим мастерам, потом начинают “играть”: с разрешения старшего по двое выходят в круг. Задача – переиграть соперника, но иногда некоторые всерьез сцепляются, так что мастеру приходится разнимать. Выходить в круг первый раз – ужасно стремно. И поделом: как только вышел, тут же забыл все, что отрабатывал месяцами. Включаются совсем другие умения. Зато адренали-и-и-ин!..[b]ШАГ 10. МАЛАНДРА, МАЛИСИЯ И МАЖИНГА[/b]. Самое трудное для меня оказалось различать ритмы. Хороший капоэйрист слышит, как они меняются, и в зависимости от их значения меняет свою игру: “агрессивнее”, “расслабься!”, “только для самых крутых, новичкам не лезть”, “закругляемся” и т. п. А еще есть три волшебных слова: “маландра”, “малисия” и “мажинга”. Сначала капоэйрист учится владеть телом, угадывать действия соперника и правильно реагировать – это “малисия” (“твердость”) и “маландра” (“хитрость”). Постигнув это, он проникается духом капоэйры и тогда обретает высшую ипостась – “мажингу”, то есть “магию”. Да-а… мне еще много мозолей предстоит натереть.[b]Дима “Анголец”, 18 лет, лучший ученик школы “Аше Капоэйра”[/b]:[i]– Когда я был в 7-м классе, к нам учителем физкультуры пришел Ян. Он и позвал меня на капоэйру. Как я понял, что это мое? Я вижу себя в зеркале, и мне нравится то, что у меня получается. Выходишь играть и чувствуешь, что угадываешь любое движение соперника. Меня лично капоэйра вытащила. Раньше я бухал, курил, дрался, а она меня заняла, стала моим смыслом. Теперь я так живу. Это и мой заработок: я выступаю с брейкерами и капоэйристами в клубах, на телевидении, на праздниках.Благодаря капоэйре я научился правильно общаться с людьми, а еще бросил сигареты, пиво и “Макдоналдс” с кока-колой. Короче, если бы Ян меня тогда не нашел, фиг знает, чем бы я сейчас занимался. Был бы скином, фанатом глупым или уже сидел бы.[/i][b]Тайное оружие рабыни Изауры[/b] Капоэйра – афро-бразильский танец-борьба – единственное известное нам боевое искусство южноамериканского происхождения. В отличие от восточных единоборств капоэйра не грузит философией, потому что она – оружие рабов в борьбе за свободу.Капоэйра зародилась в Бразилии, когда туда, в португальскую колонию, завезли рабов из Африки. Первые упоминания о боевом искусстве черных невольников приходятся на XVII век. Тайно превращая свое тело в универсальное оружие, рабы маскировали подготовку к борьбе под танец. Тренировались, прячась за травой и кустами, поэтому большинство движений тут – у земли, а слово “капоэйра”, по одной из версий, значит “низкий кустарник”. Нанося удары ногами, между пальцами прятали ножи. Поскольку в капоэйре действовали по принципу “свобода или смерть”, честная борьба не предполагалась.Когда рабство отменили, капоэйра стала занятием бразильских бандитов. С ее помощью грабили и убивали. Уличные бродяги и моряки подрабатывали, показывая смертельные трюки. Поэтому капоэйра долго была запрещена государством, пока в середине XX века один капоэйрист, местре Бимба, не превратил ее в цивилизованную и безопасную боевую систему. Запрет был снят, капоэйра быстро набрала популярность и стала в Бразилии официальным видом спорта. Сейчас ее преподают бразильским школьникам на физкультуре, а по всему миру открываются школы, возглавляемые бразильскими “местре” (попортугальски “учитель”).В Россию капоэйра пришла около 10 лет назад и прижилась. Сейчас в Москве действуют две серьезные школы капоэйры, которые являются филиалами бразильских: школа “Аше Капоэйра” и центр “ИНБИ”. А если кому-то капоэйра своей белой формой и непонятными песнопениями напомнила секту, то это зря. Сейчас она не связана ни с какой религией, ее идеология – смелость и постоянное развитие человека.