Судьба двух сокровищ
[i][b]Уважаемая редакция! В последние дни и в печати, и по телевидению обсуждается судьба ювелирных шедевров российского трона – диадема Болина и пасхальное яйцо Фаберже. Вернутся ли они в Россию? Займут ли достойные их места в Оружейной палате? Что об этом думают специалисты?[/i]С. ОКУНЕВА, учитель истории[/b]По просьбе читательницы обозреватель “ВМ” выясняет ситуацию у [b]генерального директора музеев Московского Кремля Елены Гагариной.– Елена Юрьевна, в чем секрет диадемы Болина? И каким образом она оказалась в России?[/b] – Это действительно диадема, а не “Малая корона Российской империи”, как ее поспешили назвать. Прекрасное головное украшение в виде венца – ювелирный шедевр, не имеющий отношения к царским регалиям или знакам власти. Это единственная из сохранившихся диадем замечательного придворного ювелира Болина, выставку которого мы делали в Кремле два года назад. Среди экспонатов была эта диадема, наши эксперты держали ее в руках.[b]– Тогда Кристиан Болин рассказал, что изделия его фирмы немного продлили жизнь великих княжон. Когда девушек расстреливали в Екатеринбурге, украшения, зашитые в платьях, задержали первые пули… По его словам, Болины работали в России со времен Екатерины Великой. Почему же осталась только одна диадема?[/b] – К сожалению, такого рода вещи очень часто разбираются на части – из них делают броши, серьги, подвески. По этой причине лишь одна диадема дошла до нашего времени и находится под угрозой. Ее могут разобрать из-за уникальных бирманских рубинов редчайшего достоинства и качества. Мы заинтересованы, чтобы она сохранилась, а не ушла через аукцион в неизвестные руки… [b]– Есть вероятность, что она поступит в Оружейную палату?[/b] – Мы не исключаем такого варианта. По крайней мере, предложение от предпринимателя Артема Тарасова поступило. Он привез диадему на три месяца на ее историческую родину, в Россию, с целью найти возможность выкупить и преподнести музеям Кремля. Но пока говорить об этом рано. Впереди экспертизы: геммологическая и искусствоведческая, которые проведут специалисты нашего музея и Института геммологии при МГУ.[b]– А каким образом вы надеетесь получить еще одно пасхальное яйцо Фаберже?[/b] – На апрель намечен аукцион сокровищ Фаберже из собрания Форбса. После смерти американского коллекционера наследники пришли к выводу, что коллекцию следует продать. Этот аукцион станет важным событием для всех коллекционеров и всех, кто связан с ювелирным искусством. Фаберже – очень громкое имя. Самые известные вещи в мире ювелирного искусства – это пасхальные подарки, которые делались знаменитой фирмой специально для российской императорской семьи. Так случилось, что значительная часть коллекции этих сокровищ попала к Форбсу… [b]– В России они известны?[/b] – Конечно. Они находились у нас в Оружейной палате. После 1918 года для “починки финансовых прорех молодой Советской республики” большая часть пасхальных яиц была продана. Одна из продаж состоялась в 1930 году, в списке, в числе прочих пасхальных подарков было “Яйцо в стиле ренессанс”, которое теперь выставляется на аукцион.[b]– Как можно было такое богатство рассеять по миру?[/b] – Не только рассеять по миру, но и обесценить, продав не как художественные или старинные вещи, а как художественно обработанное серебро.[b]– Продали за бесценок, а новым поколениям придется выкупать втридорога?[/b] – Если бы втридорога! Цены на такие изделия растут в геометрической прогрессии. То, что уходило за 1000 рублей и даже дешевле, теперь оценивается в десятки миллионов долларов. Пример тому – выставленная на аукцион коллекция Форбса. Мы, конечно, заинтересованы, чтобы все, что когда-то было бездумно продано, вернулось в Оружейную палату. Но понимаем: в бюджете на это денег нет. Поэтому Министерство культуры по нашей просьбе будет обращаться к различным людям и организациям, которые смогли бы нам помочь. Рассчитывать на все – неразумно, но надеемся вернуть “Ренессансное” – подарок императрице Марии Федоровне от императора Александра III на Пасху 1894 года, созданное великолепным мастером фирмы Фаберже Михаилом Перхиным.