«Это не ваша вина, это ваша беда»: в прокат вышел «Красивый мальчик»
У скольких из ваших знакомых, друзей и близких есть та или иная форма зависимости? Изменилось ли ваше отношение к ним после того, как вы узнали о их пагубной привычке? Возможно, с кем-то из них вы прекратили общение по разным причинам, а к проблеме других, напротив, относитесь как к данности. А быть может, вы вовсе не знаете о том, что такая проблема в принципе существует.
Именно об этом решил порассуждать бельгийский режиссер Феликс ван Грунинген, продолжающий исследовать жанр социальной драмы. В прокат вышел его фильм «Красивый мальчик», главные роли в котором исполнили Тимоти Шаламе (Ник Шефф) и Стив Карелл (Дэвид Шефф). Для создания картины Феликс традиционно собрал свою команду, состоящую из оператора Рубена Импенса и монтажера Нико Ленена. Их слаженная работа заставит вспомнить о той части нас самих, которую мы растеряли в будничной повседневности.
Поначалу сюжет картины мало кого заинтересует. Ник — довольно милый подросток, а его родители давно развелись. Это не травмировало мальчика, он живет с отцом и у них нежнейшие отношения. Дэвид умело балансирует в роли наставника, лучшего друга и понимающего папы, который всегда рядом. Однажды он обнаруживает, что сын достаточно давно и уже довольно плотно сидит на наркотиках. Ему сложно в это поверить, ведь он каждый день наблюдает своего ребенка и до сих пор ничего не замечал.
После такой затравки кино сильно рискует обрасти клише и стать очередным «Реквиемом по мечте», чего, однако, не случится. Через свои фильмы ван Грунинген постоянно погружается в психологию человеческих взаимоотношений, сталкивая героев в неком общем конфликте и отражая их переживания по поводу друг друга. Он рассматривает персонажей в неотрывной взаимосвязи с окружающим пространством и внешними факторами. Многогранное восприятие ситуации позволяет зрителю составить целостную картину, избежав при этом оценочных суждений.
Режиссер оставляет за кадром все то, что уже было сказано в многочисленных лентах о пагубной зависимости. Он не превращает Ника в конченого и опущенного человека, лишь бы показать, как плохо употреблять запрещенные препараты. О том, что в этом мало хорошего, зритель и так наслышан и представляет себе ужасающие образы, еще пока идет на сеанс подобного фильма. Однако ван Грунингену удается раскрыть историю с более тонкой стороны вопроса, а именно, показать, что любой зависимый человек — в первую очередь человек. Ник не потеряет здесь свои нативные черты. Конечно, он продолжит совершать поступки, которые будут травмировать его родителей. Однако автор не оставит в стороне и то, что Ник сам страдает от своих действий и сгорает от стыда после того, как в очередной раз сорвется.
Эти эмоции многие режиссеры обычно оставляют за кадром, тем самым обесценивая способность зависимых людей воспринимать критично собственные поступки. Всегда проще показать, что провинившийся сам роет себе могилу, и таким образом подвести человека перед экраном к некоторому бесчувствию в отношении персонажа. Ван Грунинген избегает излишнего морализма в своей ленте, предлагая увидеть возможность помочь и найти в себе силы не сдаваться там, где их крайне тяжело отыскать.
Многие родители, сталкиваясь с подобной проблемой, отказываются воспринимать ребенка, пугаются и не знают, как им себя вести, закрываются от мира и уходят в отрицание реальности, попадая в тот же замкнутый круг. Дэвид Шефф, напротив, будет смотреть на сына теми же глазами и пытаться действительно понять его. Он не станет искать, кто виноват в том, что привело к данным последствиям, а постарается узнать, как работают различные вещества и какое влияние они оказывают на поведение и поступки его «красивого мальчика».
События настоящего то и дело будут перемежаться со схожими по ощущениям воспоминаниями Дэвида о детстве сына. Иногда они так же резко вырываются на первый план, как и те вещи, что он не в силах контролировать. Режиссер вовсе не романтизирует зависимость и не нагнетает чрезмерного драматизма, отражая взаимодействие отца и сына. Дэвид ведет себя здраво, пытаясь решить проблему ровно так, как он стал бы решать любую другую в жизни Ника. Даже если у него не получится, разве можно сказать, что он потратил время зря?
Финал картины, основанной на реальных событиях, расставляет все точки над «и», оставляя зрителя наедине с голой статистикой. Какой процент вероятности на выздоровление необходим вам, чтобы продолжить бороться за жизнь своего ребенка?