Время созидать: как корреспондент «ВМ» опробовал профессию столяра
Сюжет:
Специальный репортажА что такого? Опыт имеется — будучи голодным студентом для подработки я трудился в столярной мастерской в каникулы. Мастерил из дерева лестницы, двери, барные стойки. Получив диплом журналиста, уже успел забыть запах стружки и тяжесть рубанка. Почему бы не подрядиться столяром и сейчас? И вот, надо же, какая удача — в храме Серафима Саровского в Раеве недавно открылась столярная мастерская, куда приглашают научиться основам столярного мастерства всех желающих.
Для понимания: столярная мастерская появилась именно при этом храме не случайно — преподобный святой Серафим Саровский, как Иисус Христос, был хорошим плотником, он даже сам срубил себе келью, в которой оборудовал иконостас. Ее он называл ласковым словом «пустынка».
Рубанки в дело!
Уже у входа в мастерскую меня встречает знакомый аромат — запах свежераспиленной древесины. Даже спустя много лет забыть его невозможно! Работа здесь кипит вовсю: начинающие столяры делают пюпитры для храма. Руководит мастерской один из координаторов проекта «Общее дело» Роман Никифоров.
— Идея создать на территории храма столярную мастерскую возникла у нашего настоятеля довольно давно. Это отличное подспорье для добровольцев проекта «Общее дело», которые ежегодно отправляются в экспедиции на Север, чтобы помочь в сохранении памятников деревянного зодчества. Здесь они в комфортных условиях могут изготовить необходимые им инструменты, заготовки для реставрационных работ, — рассказывает Роман.
Еще одна благородная цель мастерской, пускай и не самая очевидная, популяризация среди горожан столярного мастерства. За недолгое время существования мастерской (всего несколько месяцев) сюда пришли освоить это хитрое ремесло более 30 человек. Занятия здесь проводятся совершенно бесплатно. Учат же многому: и разбираться в породах древесины, и работать на фуговальном, рейсмусном, токарном, форматнораскроечном и других станках, а также использовать в работе ручной инструмент — дрели, лобзики, шлифовальные машины.
Среди учеников — люди разных возрастов и профессий. Тут и IT-специалисты, и маркетологи, и полицейские в отставке.
— Столярное мастерство — это тяжелый труд, но при этом он приносит тебе удовольствие. Всегда приятно наблюдать, как под твоими руками невзрачный кусок дерева превращается во что-то красивое и, главное, полезное людям, — делится со мной Роман.
И тут я полностью с ним согласен. Удовлетворение, которое получаешь во время работы с деревом, трудно сравнить с чем-нибудь еще. Мастерская укомплектована очень профессионально. Все, что только может пригодиться столяру, — под рукой. Здесь и полноценный верстак, различные станки, полки вдоль стен заставлены ручным электроинструментом.
Есть и покрасочная, в которой мастера красят свои изделия. Не кисточкой, по старинке, а с помощью пневматического краскопульта — пульверизатора, который тонким и ровным слоем распыляет краску под действием воздушного компрессора.
— Люди, которые сюда приходят, тоже помогают пополнять нашу коллекцию инструментов. Кто-то принесет новый шуруповерт, а кто-то шлифмашинку. И это хорошо, во многом они сами облегчают себе работу, — говорит Роман.
Стружка летит
Глядя на все это великолепие, мне захотелось поскорее взять в руки инструмент и приняться за дело. И дело такое быстро нашлось — мастерской нужны были заготовки для будущих дверей. Их изготовление и поручил мне мастер.
Подхожу к форматно-раскроечному станку — это своеобразный стол с циркулярной пилой, на котором удобно пилить древесину. Здесь ее можно быстро и точно подогнать под нужный размер. А главное — безопасно, если не совать руки прямо под пильный диск, конечно же.
Беру доски из сосны — достаточно дешевый и надежный материал, из которого сегодня делают подавляющее количество мебели, и принимаюсь за их нарезку — в будущем они станут полотном двери. Дело нехитрое, но я волнуюсь — все-таки практики у меня не было уже больше трех лет, а значит, и вероятность ошибки велика.
Включаю пилу, ее шум моментально заполняет все пространство мастерской. Диск крутится с такой скоростью, что кажется, будто и вовсе стоит на месте, его зубцы сливаются в единое полотно. Дерево, кажется, не сопротивляется формовке — режется как масло. В мыслях о работе я и не заметил, как закончил с раскройкой. Весьма недурно справился, на мой взгляд.
— Неплохо, — подтверждает мои мысли Роман. — Многие новички у нас поначалу с трудом с инструментом справляются. Но и учатся довольно быстро, могу сказать.
Похвала и кошке приятна. Что уж говорить про журналиста — в нашей профессии редко слышишь добрые слова. Однако что же дальше? — А дальше примемся за шлифовку, — говорит Роман, — пройдемся как следует по брусьям, чтобы были гладкими.
До зеркального блеска
Шлифовка так шлифовка. Берусь за ленточную шлифмашину, ее еще называют танковой — за внешнее сходство с боевой машиной. Штука мощная, если не удержать руками — ускачет по мастерской куда подальше, насколько хватит сетевого кабеля. Зато и шлифует она отлично — крупный наждак и большие обороты убирают неровности и потертости. А процесс-то пошел! Я и не заметил, как быстро втянулся. Вот и с грубой шлифовкой мы разобрались, дальше идут шлифмашины поменьше — эксцентриковая и вибрационная. Эти нужны для того, чтобы отполировать древесину чуть ли не до зеркального блеска.
— Ты погляди, и с этим справился. Может, еще чем-нибудь займешься? — спрашивает меня мастер.
Да я бы и рад, вот только я все же не столяр, а журналист. А значит, пора возвращаться в редакцию, писать о том, что всякая профессия хороша, а производство предметов мебели или декора своими руками — доставляет особенное удовольствие. Да и ручным трудом заниматься не стыдно. Ведь даже самая колченогая табуретка, сделанная заштатным мастером, — материальное напоминание о том, что человек может созидать. И это — самое правильное из всего, что он может сделать.
Напоследок прошу Романа пускать меня в мастерскую поработать по выходным.
СПРАВКА
В мастерскую при храме Серафима Саровского приглашают всех. Здесь дадут практические навыки столярного мастерства, научат готовить изделия на нужды храма либо объектов проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Цель проекта — восстановление древних храмов и памятников деревянного зодчества в Архангельской и Вологодской областях, в Республиках Карелия и Коми. За 12 лет привели в порядок 146 объектов.