Синод выступил с заявлением о положении дел на Украине
— Государственные власти этой страны поставили своей целью ликвидацию Украинской православной церкви, — сообщил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Священный синод принял специальное заявление о положении дел на Украине.
В нем, в частности, сказано: «Происходящее беззаконие привело к всплеску насилия по отношению к духовенству и верующим Украинской православной церкви. Вопреки заверениям руководства Украины и Константинопольского патриархата о мирном характере так называемого объединения украинского православия, десятки храмов захвачены путем взлома, при поддержке военизированных формирований, с неоднократными фактами избиений духовенства и верующих канонической Церкви, пытающихся отстоять свои святыни. Десятки общин Украинской православной церкви вынуждены собираться для молитвы в частных домах или на улице.
В этой тяжелой ситуации призываем всех верных чад Русской православной церкви усилить молитвы о своих страждущих собратьях на Украине, о даровании им мужества и христианского терпения в их стоянии за святое православие».
— Жизнь идет вперед, многое меняется, поэтому изменения, в том числе кадровые, становятся ответом на те потребности и на те вызовы, которые обращаются к Церкви, — отметил в приветственном слове Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Кроме этого, на заседании были приняты некоторые кадровые решения.
Так, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий подал прошение освободить его от должности управляющего делами Московской патриархии в связи со значительно возросшим за последнее время объемом работы по архипастырскому окормлению митрополии.
Прошение было удовлетворено, а Синод выразил благодарность владыке Варсонофию. Новым управляющим делами патриархии был назначен митрополит Тверской и Кашинский Савва.
О положении дел в Западных приходах Русской православной церкви ВМ ответил председатель комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов.
— Возможно ли упразднение архиепископии западный приходов?
— Формально Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе находится под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Экзархат является частью Константинопольского Патриархата, предстоятель которого вправе принимать решения о его статусе.
Прошедшая в Париже генеральная ассамблея Архиепископии русских церквей показала общую реакцию на решение об упразднении Константинополем Архиепископии, епископат которой отказался подчиняться решению Константинопольского патриархата.
— Означает ли это начало открытой конфронтации Константинопольской и Московской патриархий?
— Внутрицерковные вопросы Константинопольского Патриархата не могут оказать какое-либо влияние на его отношения с Русской Православной Церковью. Несомненно, по поводу Экзархата православных приходов русской традиции у Москвы и Константинополя в период с 1931 года было достаточно разногласий, которые тем не менее всегда удавалось решить посредством дипломатии Московского Патриархата.
— Какие ответные шаги может предпринять Москва?
Московский Патриархат продолжит создание собственных епархий и приходов на всех территориях, где есть раскольнические структуры, где из-за политизации происходит то, что явно далеко от норм и духа канонических предписаний и явно не служит единству святых Церквей Божьих.
Первый шаг сделан в декабре 2018 г, когда Священный Синод принял решение создать Патриарший экзархат в Западной Европе с центром в Париже. Разумеется, Русская Православная Церковь не будет возражать в случае, если приходы западноевропейского экзархата изъявят желание вернуться в ее лоно и восстановить с ней каноническую связь.
Тем более, что за возвращение высказался бывший глава упраздненного патриархом Варфоломеем русского экзархата архиепископ Иоанн (Реннето).
История показывает, что Русская Православная Церковь и есть Вселенская Церковь, лишенная этнофилетизма.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Амвросий, ректор московской духовной академии архиепископ Верейский:
— Те правила, к которым отсылает каждый раз Фанар, были разработаны для Константинополя древнего, столицы великой империи. И его статус в первую очередь был связан со статусом нахождения в имперской столице. Но мы знаем, что до Константинополя первенствующими Церквями были сначала Иерусалим, потом Рим. С изменением истории неизбежно меняется статус. Это не означает, что необходимо отменять какие-либо правила Святых Соборов.