Город

Номер «Вечерки» военных лет восстановили за сорок минут

Виктория Привалова, завотделом реставрации, восстанавливает «Вечерку» за 9 июля 1941 года 
Фото: Антон Гердо, "Вечерняя Москва"
Виктория Привалова, завотделом реставрации, восстанавливает «Вечерку» за 9 июля 1941 года 
Фото: Антон Гердо, "Вечерняя Москва"
10 марта отмечался всероссийский День архивов. Накануне праздника нам удалось заглянуть в святая святых Главного архивного управления города Москвы.

Главное архивное управление города Москвы с каждым годом все активнее знакомит горожан со своими закромами. Во дворе здания на Профсоюзной, 82 установлены стенды с черно-белыми фотографиями спектаклей.

— Это уличная экспозиция, посвященная Году театра, — рассказывает начальник отдела научно-экспозиционной и выставочной деятельности управления Елена Коротких. — Конечно, за стеклом не подлинные документы, а увеличенные фотокопии.

В самом здании на подлинники некоторых документов можно взглянуть, даже не имея читательского билета. Прошлым летом на первом этаже открылся выставочный зал, в который пускают по паспорту. Сейчас там действует экспозиция «Вечный труженик — трамвай». Сокровища Главархива демонстрируют и за рубежом.

— Прошлой весной, накануне Чемпионата мира по футболу, в Мехико и в Лиме, столице Перу, проходили выставки «Москва спортивная. История в фотографиях», — рассказывает Елена Коротких. — Экспозиции, основанные на наших документах, размещались на центральных улицах.

Разумеется, все это лишь «верхушка айсберга» в деятельности Главного архивного управления. Большинство ее аспектов остаются невидимыми. Многие материалы перед выходом «в люди» — выдачей в читальный зал или на выставку — нуждаются в реставрации. В лаборатории обеспечения сохранности архивных документов на столе дожидаются своей очереди брошюры, карты, книги в разной степени потрепанности. Одни названия чего стоят: «План владения товарищества Прохоровской мануфактуры», «Книга для записи брачных обысков» за 1803–1819 годы (никакого криминала — «обыском» назывался акт, подтверждавший, что у жениха и невесты нет препятствий для венчания). А вот газетные листы, которые когда-то были собраны в подшивку. Поля пробиты дыроколом, края изгрызены временем, некоторые листы так зачитаны, что распадаются на лоскуты. Да это же «Вечерка» за июль 1941 года!

— А как же, — перехватывает наш взгляд Виктория Привалова, заведующая отделом реставрации. — К вашей газете постоянно обращаются исследователи, она — ценный источник по истории Москвы.

Заделать лохматые края страниц поможет листодоливочная машина Фото: Антон Гердо, "Вечерняя Москва"

Виктория Привалова укладывает первый лист «Вечерки» за 11 июля 1941 года в пустую ванночку «листодоливочной машины». Добавляет воду, сыплет в нее мелкие белые гранулы — сухую бумажную массу. Вакуумный насос откачивает влагу — и бумажная масса оседает, заполняя пустоты разлохмаченных полей и не перекрывая при этом текст. На один лист ушло пять минут. «Вечерка» в 1941 году выходила на четырех страницах — значит, на весь номер понадобится 10 минут. Правда, перед реставрацией нужно было целый час подбирать бумажную массу на тон светлее газетных страниц (гранулы размачивают, высушивают и смотрят, каким получится цвет). А из листодоливочной машины документ на неделю отправляется в пресс для просушки.

— На участке массовой реставрации норма — 90 листов в день, — рассказывает Виктория Привалова. — А со сложными документами, например, картами большого формата, иногда работаем до 5 дней подряд.

Скоро в выставочном зале на Профсоюзной, 82 откроется экспозиция, посвященная столичным театрам. А ближе к лету в библиотеке Московской электронной школы появится очередная группа материалов, предоставленная Главархивом Москвы — они будут связаны с жизнью столичных писателей. Наверняка среди этих документов будут и те, что прошли на наших глазах через руки Виктории Приваловой и ее коллег.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ярослав Онопенко, начальник главного архивного управления города Москвы:

— В прошлом году московские архивы приняли на хранение более 11,5 миллионов документов. Исторический интерес представляют личный фонд ученого и изобретателя Спартака Никанорова (1923–2015), документы московского архитектора Максима Геппенера (1848—1924) и его семьи за 1869–1990-е годы; рукописи и фотографии писателя, автора книг по истории Москвы Елены Мушкиной. Эти материалы еще предстоит обработать. А вот документы поэта, участника Великой Отечественной войны Евгения Долматовского (1915–1994), коллекция редких открыток библиофила Бориса Клюева (1939–2001) и литографии с видами Москвы 1940–1990-х годов архитектора Евгения Янко уже можно заказывать в читальных залах.

ЦИФРА

45 зданий в нескольких районах столицы занимают подразделения Главного архивного управления города Москвы. В пяти подведомственных учреждениях управления работают более 600 человек.

Виктория Привалова, завотделом реставрации, восстанавливает «Вечерку» за 9 июля 1941 года 
Фото: Антон Гердо, "Вечерняя Москва"

Новости СМИ2

Сквозной эфир. 22 мая

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER