Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Балканский рубеж: Кажется, мы стали забывать

Развлечения
Лучшие фильмы о Второй мировой войне снимали наши и немцы, что логично. Лучшие фильмы о войнах новейшей истории снимают в основном американцы, что опять же объяснимо. «Стаж!» — как говорил профессор Преображенский.

При этом совершенно неважно, в какой стране или на каком континенте разворачивается действие фильма, а также игнорируются причины, по которым герои американских военных боевиков оказались в той или иной горячей точке — ну разве что это нужно для завязки сюжета. Но что будет обязательно — это максимальная достоверность батальных сцен, грубый реализм армейского быта, более-менее детальная прорисовка характеров военных, позволяющая зрителю сопереживать, а также некоторая претензия на объективность. Совсем уж пропагандистские боевики вроде «Красного рассвета» давно не в моде. 

Такой подход позволяет делать фильмы, как минимум, крепкие, зрелищные, увлекательные. А случаются и настоящие шедевры.

Очень долго российский кинематограф не мог предложить зрителю ничего подобного по нескольким причинам, одна из которых — нехватка средств. Есть деньги — можно снимать про войну, нет денег — можно снимать про войну философские притчи. Кроме того, в новейшей истории России все настолько спорно (в отличие от Второй мировой), что опасно даже лезть на эту территорию. 

Но наши попытались: сперва Бондарчук снял «Девятую роту» про Афганистан, которая при бюджете меньше 7 миллионов долларов принесла 25. Затем Андрей Кавун выступил с «Кандагаром», но при тех же семи миллионах бюджета фильм едва заработал 14. Оно и понятно: «Кандагар» — это не боевик, а полноценная драма с прекрасной игрой актеров и, кстати, с точным попаданием в образ. Если «Девятую роту» в основном критиковали за красивость и недостоверность, то «Кандагар» критики предпочли вовсе не замечать. «Август. Восьмого» — о небольшой заварушке в Грузии, снятый в 2012 году, — все постарались поскорее забыть, но по другой причине: такой это был ядреный пропагандистский шлак.

И только начало казаться, что теперь у нас все фильмы о войне будут про Крым, как неизвестный практически режиссер Андрей Волгин выступает с фильмом о захвате аэропорта в Приштине. И все такие бьют себя ладонью по лбу: точно же, блин! Ну точно же! 

В современной российской истории крайне мало эпизодов, которыми можно было бы гордиться. Это объективно. Та же война в Афганистане никак не повод для гордости. Можно говорить, что это была необходимость. Что мы ушли, а американцы пришли. Но гордиться тем, что положили тысячи жизней своих и под миллион чужих просто для обеспечения стабильности, — как-то странно. Геополитически, может, и верно, но эмоционально — сомнительно. 

Бросок на Приштину — событие знаковое, эмоционально заряженное, к тому же без жертв. Но броску предшествовал захват аэродрома в Приштине группой спецназовцев под руководством Евкурова. А то бы, конечно, неудобно получилось: приезжают БТР, а их встречает невесть кто. Детали захвата аэродрома нам неизвестны, но почему бы не воспользоваться случаем и дежурной фабулой множества американских фильмов «если что, вас там не было»? 

Балканский рубеж: Кажется, мы стали забывать Актриса Равшана Куркова в фильме «Балканский рубеж» / кадр из фильма «Балканский рубеж»

Так и поступили авторы, сочинив небольшой эпос о маленьком интернациональном коллективе, который сутки отбивается от басмачей с минометами. Однако оборона аэропорта занимает от силы час хронометража, а фильм длится два с половиной часа! Неслыханная наглость для новичка, головная боль для кинопрокатчиков, и, как ни странно, сокращать там нечего. Про что же первые полтора часа? Про войну в Югославии. Про то, как в центре Европы в конце двадцатого века войска НАТО бомбили европейскую столицу. Бомбардировки длились 78 дней.  

«С 24 марта по 10 июня 1999 года общее число погибших гражданских лиц составило свыше 1 700 человек, в том числе почти 400 детей, порядка десяти тысяч серьезно ранены. Без воды остались около миллиона человек, 500 тысяч остались без работы, тысячи — без крыши над головой... Во время бомбардировок были уничтожены или повреждены 89 фабрик и заводов, 128 других объектов индустрии и сферы услуг, 120 объектов энергетики, 14 аэродромов, 48 больниц и госпиталей, 82 моста, 61 дорожная развязка и туннель, 25 почт и телеграфов, 70 школ, 18 детских садов, 9 зданий университетских факультетов и 4 общежития, 35 церквей, 29 монастырей».

Можно предположить: благодаря демаршу российских ВДВ и захвату аэродрома в Приштине удалось предотвратить новые бомбардировки, спасти тысячи мирных жителей (а гибли в основном мирные жители, если кто не знает). По крайней мере, сербы так и считают до сих пор. Есть только одна проблема с точки зрения практического применения: бросок на Приштину был при прежнем президенте.

Ну, так получилось. 

Пропагандистский пафос фильма очевиден: он вытекает, собственно говоря, из материала. Снимать про войну в Югославии (а снимали не раз, в том числе американцы) — в любом случае означает заниматься пропагандой. Мало кому из авторов удалось занять позицию в буквальном смысле над схваткой. Волгину тоже не удалось. Его фильм — это российско-сербская версия событий. Почему бы и нет? Да, там в финале российский солдат несет на руках сербскую девочку, и это плакат. А иракский мальчик, целующий американского солдата, — это не плакат? Ну а с другой стороны, как не поцеловать американского солдата, да еще в Ираке? Кто бы отказался?

Кинокритику Антону Долину фильм не понравился. Настолько, что он его назвал «худшим фильмом года», а авторов обвинил в фашизме. В общем, рассердился. 

По мнению критиков типа Долина, фильм может быть хорошим или плохим в зависимости от политической позиции автора, будь то Андрей Волгин или Владимир Бортко.  

Самое странное, что «Балканский рубеж» — это хороший фильм вне зависимости от идеологии. Это настоящее олдскульное добротное кино с небывало плотной фактурой, с предельным натурализмом, с определенным даже смакованием насилия — Джон Милиус одобрил бы. Очень красивые сербы, действительно пугающие злодеи, удачно подобранная команда наших спецназовцев, но самое главное — достоверность изображаемого, будь то роддом, гибнущий под бомбами, митинг протеста под рок-музыку, дом какого-то цыгана-контрабандиста или осажденный аэропорт. Во все это веришь. Авторы действительно заморачивались над деталями. А уж за пробег двух БТР под «Туман» отдельное спасибо, хотя могли бы «Сектор Газа» и погромче врубить.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.