Главное
Истории
Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Географ юрту привез: Уникальному Музею кочевой культуры исполнилось пятнадцать лет

Общество
Основатель Музея кочевой культуры Константин Куксин в одежде индейского народа кечуа
Основатель Музея кочевой культуры Константин Куксин в одежде индейского народа кечуа / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»
Во дворе столичной школы № 1321 «Ковчег» располагается настоящая деревня из жилищ кочевых народов разных стран. Как у современных кочевников приметы нового времени сочетаются с вековыми традициями, узнала «Вечерка».

Среди чумов, палаток и шатров легко заблудиться: мозг не успевает переключиться с режима «город» на режим «деревня». Видимо, предусмотрев это, создатель необычного «оазиса» в мегаполисе, путешественник Константин Куксин назначил мне встречу в цыганской кибитке.

— Она похожа на бочку и располагается около соломенной хижины, — описал ее «особые приметы» Константин.

Со всех континентов

Когда-то Куксин работал в школе «Ковчег» учителем географии. Но теперь сосредоточился на развитии музея.

— Мое увлечение культурой кочевников началось с монгольской юрты, — улыбается он. — В 2002 году я совершал велопробег от озера Байкал до Желтого моря Китая. Там я и познакомился с монгольскими пастухами.

Когда я рассказывал о них людям — все удивлялись. Считается, что кочевники — это какие-то дикие племена, культуры у них нет, поэтому и говорить о них нет смысла...

Монгольская юрта снаружи Монгольская юрта снаружи / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Я решил доказать обратное. На следующий год привез из Монголии юрту, поставил ее во дворе и назвал музеем кочевой культуры. Дальше поиск экспонатов растянулся по всей планете.

— Я посетил все континенты, десятки стран, — рассказывает Константин. — За 15 лет мы стали крупнейшим этнографическим музеем в столице, у нас 30 оригинальных жилищ!

Тяжелая работа

— Мы не теоретики и никогда не изучаем чужую культуру издали, — поясняет Константин. — Наш метод работы называется «включенное наблюдение». Мы приезжаем в стойбище, будь то оленеводы севера или цыгане, и начинаем с ними жить.

Правда, дается это не всегда легко. Не каждый народ готов подпустить к себе чужаков на близкое расстояние. Приходится каждый раз изобретать новые способы завоевать доверие кочевников. Впрочем, получить «входной билет» в лагерь кочевников не так сложно, как жить с ними на равных.

— У любого народа гость — это хорошо, — улыбается Куксин. — А через несколько дней совместной жизни ты уже не гость, а свой.

И тогда на тебя взваливают повседневные обязанности, которые бывают очень тяжелыми... Так, ученый до сих пор вспоминает, как пас оленей в полярную ночь. Говорит, что сложнее этой работы в его жизни никогда не было.

Предмет быта народов Перу и Боливии - кувшин для углей Предмет быта народов Перу и Боливии - кувшин для углей / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

— Обидно было осознавать, что я, известный ученый, чувствую себя как непутевый ребенок, у которого ничего не получается! — говорит он. — Я не могу, глядя на стадо в 8000 голов, понять, что двое где-то потерялись.

Или отличить их по глазам. И этот опыт настолько впечатлил Константина, что он теперь уверен: каждый мужчина должен пройти через что-то подобное. Именно поэтому он в свое время отправил погостить у оленеводов и своего старшего сына.

— Сыну было 15, когда я его отправил в экспедицию, — говорит Куксин. — Он как раз собирал материал для научной работы. Когда он вернулся, то сказал: «Папа, я в жизни никогда так не уставал! По 12 часов в день пас оленей». Сейчас младшему исполнилось 13, думаю его тоже куда-нибудь отправить.

Приметы разного времени

Мы подходим к большому серому шатру. Около него расположился японский мотороллер, а крышу венчает спутниковая тарелка.

— Современная монгольская юрта выглядит именно так, — уверяет Константин. — Кочевники используют все блага цивилизации.

Их дети также сидят с айфонами, на каждой юрте — солнечные батареи, рядом ветряной генератор, внутри — телевизор и ноутбук.

Все это прекрасно уживается с лошадьми, верблюдами и древними обрядами со времен Чингисхана. Сочетание культуры каменного века и культуры нашего времени — характерная черта кочевого быта. Именно поэтому я не удивляюсь, когда этнограф просит меня пройти внутрь, не задевая порога.

— В монгольской юрте нельзя наступать на порог. Раньше это было объявлением войны, а сейчас расценивается как проявление неуважения к хозяевам, — объясняет он. — Кроме того, здесь нельзя передавать предметы между столбами, которые держат купол.

Монгольская юрта снаружи Монгольская юрта снаружи / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Шатер ручной работы Что же касается традиции входа в юрту по часовой стрелке, описанной советскими этнографами, то, по словам ученого, она уже не соблюдается. Юрта состоит из двух половин: мужской и женской. Подобное деление существует и в бедуинских шатрах.

Правда, запреты у мусульманских кочевников более строгие. Так, на женскую половину мужчинам запрещено заглядывать под страхом смерти! Поэтому в нашем шатре я разрешаю представителям мужского пола посидеть на женской половине, объясняя, что для них это будет уникальным опытом, — улыбается Константин.

К слову, шатер для столичного этнографического музея два десятка бедуинов ткали в течение месяца! — Самое смешное, что приобрели мы его за копейки, — рассказывает ученый. — Он стоил 600 долларов еще в те времена, когда доллар был в два раза меньше, чем сейчас! И бедуины были счастливы, потому что все племя на эти деньги будет жить целый год.

Сходство традиций

Два помещения и в чукотской яранге. Правда, женской половины в ней нет, как и мужской.

— В холодной комнате все сидят на шкурах оленей, а в спальне спит семья, — объясняет Куксин.

Свои обычаи у цыган: мужчины первыми входят в дом и садятся в дальней комнате, а женщины — наобо- рот, ближе ко входу.

Женский перуанский головной убор монтера Женский перуанский головной убор монтера / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Впрочем, подобные ритуалы есть в каждом кочевом жилище. Исследователя удивляет другое: насколько похожими могут быть традиции народов, которые никогда за свою историю не пересекались! — Никому в голову не придет поставить в один ряд ненцев и цыган, — уверен ученый. — А ведь у них идентичные обычаи. Или северных чукчей с индейцами Мапуче. Хотя у них похожие шаманские обряды.

В мире много специалистов, которые знают о Мапуче или чукчах больше, чем я. Но я — единственный, кто может их сравнить. И иногда эти сравнения помогают открыть прекрасный новый мир разных культур.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

По своему назначению юрты делятся на три основных типа: юртажилище, парадные юрты и походные юрты. Помимо этого, были юрты для приготовления пищи и юрты-склады. Отличия в конструкциях жилищ разных народов объясняются и климатом их стран. Так, по сравнению с монгольской казахская юрта имеет более высокую куполообразную крышу, позволяющую выдержать ураган, дождь, снежные наносы.

Рецепт

Золотистый десерт для дорогих гостей

Приготовить одно из любимых блюд монгольских кочевников — сладкие боорцоги — не составит труда даже начинающей хозяйке. Главное — знать секреты. Этот вкусный, хоть и простой десерт — родственник, почти что брат-близнец башкирских баурсаков и калмыцких борцоков (это перечисление можно продолжить). А если вы не пробовали ни те ни другие, скажем проще — он напоминает жаренные в масле пончики.

Географ юрту привез: Уникальному Музею кочевой культуры исполнилось пятнадцать лет

Для приготовления отменных боорцогов нужно знать три секрета. Во-первых, тесто для них нужно замесить некрутое, почти жидкое. Во-вторых, перед жаркой масло нужно хорошенько раскалить, иначе десерт может получиться твердым или не прожариться. А в-третьих, масла должно быть много, чтобы боорцоги в нем плавали, пока не станут золотистыми. А вот форму можно менять. Круглые боорцоги ничуть не уступают по вкусу прямоугольным.

Мнение

Сказки помогают лучше узнать соседей

Режиссер-постановщик Валентин Телегин рассуждает о новых необычных способах знакомства детей с культурой и традициями разных народов.

—Мы все любим сказки, и у каждого народа их множество, — отмечает Телегин.— Сказки отражают глубинную суть людей: их характер, мечты, чаяния. У моего коллеги, режиссера Александра Татарского, в детстве была книжка «Гора самоцветов» со сказками народов России. Именно эта книга, точнее воспоминания о ней, и вывели нас на идею снять серию мультфильмов по мотивам народных сказок. Материала было достаточно — особенно если не лениться и просто поискать в библиотеках. Так и родился крупнейший проект в истории отечественной анимации — серия мультфильмов «Гора самоцветов».

Каждый мультфильм этой серии начинается с короткой заставки, которая очень тепло и доходчиво рассказывает зрителю как о России, так и о народе, сказку которого ему предстоит увидеть. Это очень важно, потому что в последние годы многие россияне отвыкли слышать, что их земля «велика и обильна».

А потому слова заставок, произносимые в мультфильмах серии с тактом и к месту, как сетка параллелей и меридианов, задают зрителю координаты в пространстве и времени, позволяя им почувствовать свою общность с Россией, у которой было великое прошлое.

В последнее время, к сожалению, люди мало интересуются даже ближайшими соседями. Не говоря уже о представителях другой национальности. Жизнь стремительна, времени на все не хватает. Поэтому, я думаю, нужно искать все новые и новые формы и способы рассказать о разных народах России, их культуре и традициях. Ведь мы живем в одном доме и должны знать друг друга!

Нескучное изучение

— В течение учебного года в столице проходит городской детский фестиваль национальных культур «Мой дом — Москва». С национальными традициями ребята знакомятся через песни, танцы и игры. Об обычаях разных народов им также рассказывают герои фестиваля Ваня и Лиза Познавайкины.

— Проверить свои знания о жизни разных народов Москвы не только школьники, но и их родители могут, поучаствовав в этнографической олимпиаде.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.