Рецепт от «земельной» болезни

Общество

[b]Александр МИЛЯВСКИЙ, заместитель председателя Комиссии Московской городской думы по перспективному развитию и градостроительству: [/b]Соблюдение баланса интересов москвичей и планов развития города – филигранная работа городского правительства, это залог качества и спокойствия жизни в столице.Однако сделать это порой очень сложно, учитывая сложные общественные отношения вокруг некоторых земельных участков, правовой статус и особенности некоторых территорий.В последнее время на слуху конфликты, связанные со сносом поселков «Речник», «Огородник», «Сокол», жилым комплексом «Остров Фантазий», землями «Лосиного острова» и другими объектами.Во всех случаях либо самозахват земли, либо нарушение строительной документации и нецелевое использование земельных участков. Как законодатель основной вопрос вижу сейчас в такой постановке: сколько еще болевых точек в столице и как избежать негативной практики в будущем? Прежде чем приступить к поиску рецепта универсального лекарства, необходимо проанализировать причины болезни. Их, на мой взгляд, несколько.Во-первых, это правила выделения земельных участков и их соблюдение. Как ни прискорбно, но сегодня начали срабатывать мины, заложенные еще в советское время. Распорядительные акты местных властей, зачастую неправомочные, породили длинные и запутанные цепочки беззаконий. В заложниках оказались все – москвичи, городские и федеральные власти, различные общественные организации гуманитарной направленности.По сути, более чем за полувековую историю произошла гигантская трансформация общественных отношений вокруг земли.Если раньше незаконно выделенный огород никому особо не мешал и на это закрывали глаза, то сегодня превращение данного огорода в шикарную виллу и законное (подчеркиваю – законное, на основании решения суда!) требование властей ее снести выливается чуть ли не в вооруженное противостояние. Более того, для этого привлекаются специальные силы по формированию общественного мнения, усиливающего тенденции к беззаконию, порождающие не только правовой нигилизм, но презрение и сопротивление праву.Во-вторых, это разрешительная строительная документация и порой очень вольное отношение к ней. Был случай, когда документы на офисное здание пытались оформлять уже после его постройки. Власть поступила принципиально, и здание снесли. Считаю, что законность должна распространяться вне зависимости от каких-либо условий. Это касается всех стадий строительства, поэтому особая роль отводится надзорным органам. Также, на мой взгляд, пора пересматривать размеры санкций за подобные правонарушения, так как мы видим уже на примерах, как велика общественная опасность последствий таких нарушений.В-третьих, это нарушение строительных и градостроительных норм и правил. Это касается как крупных застройщиков, так и граждан – физических лиц. Почему устоялось мнение, что любую внепроектную пристройку или, скажем, нарушение этажности, самозахват земли или изменение целей ее использования можно «утрясти»? И дело здесь не только в коррупции, само правосознание людей деформировано настолько, что прогноз на повторение конфликтных ситуаций гарантируется с вероятностью 100%.И последнее, может быть, даже самое главное – интересы других лиц. Давайте вспомним ситуацию, когда из-за неурегулированности границ парка «Лосиный остров» возник конфликт местных жителей с участниками долевого строительства дома на спорной территории.Страсти кипели нешуточные. Хотя главный вопрос: «Какое ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЗЕМЛИ? Парк это или земли под застройку?» Поэтому, суммируя перечисленные причины, можно и нужно говорить о поисках путей их устранения. Алгоритм должен сочетать в себе как законодательные (изменения в законодательство всех уровней, регулирующего указанные отношения, необходимо вносить пакетом, не оставляя лазеек), так и чисто управленческие методы (дисциплина, оперативность, эффективность, контроль). Но на первом месте принципы. ЗАКОННОСТЬ, РАВЕНСТВО ПЕРЕД ЗАКОНОМ, НЕОТВРАТИМОСТЬ НАКАЗАНИЯ! Хотел бы особо отметить, что, разбирая ту или иную спорную ситуацию, нельзя зашоренно смотреть на нее только с позиции чистого права.Бывает, что за объектами недвижимости стоят судьбы людей, которым ситуационно может быть сложно, они могут просто оказаться на улице.Поэтому законодатели должны обратить внимание на нормы исполнительного производства, когда будет, например, запрещено осуществлять исполнение судебных решений по сносу ниже определенной температуры или времени года.Что же касается работы на будущее, то сейчас необходимо оперативное решение исполнительной власти о создании межведомственной комиссии с участием Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы, Службы земельного кадастра и земельной инспекции, Мосстройнадзора, Департамента имущества Москвы, прокуратуры и других ведомств с целью всеобъемлющего мониторинга объектов недвижимости и земельных ресурсов и выявления сложных случаев.Закрепление ситуации постановлением правительства Москвы и дальнейшая работа по всем этим спорным моментам, которая должна вестись максимально публично с участием всех заинтересованных сторон. Таким образом, мы обезопасим общество от спекуляций и противостояния по линии власть–гражданин.[b]Кстати[/b][i]«Самое удивительное: последние двадцать лет садоводческое товарищество «Речник» существует неофициально. Срок «временного» пользования землей истек, новое разрешение администрация оформлять не стала. Садоводов вряд ли разгонят: земля-то свойская, Службе речного флота принадлежит. Правда, участки предоставляли без права застройки. Потому как находятся они в 300-метровой водоохраной зоне. Но кто нынче на такие нарушения смотрит?»[/i][b]«Вечерняя Москва», 16 сентября 1998 года[/b]

Google newsYandex newsYandex dzen