Собор Парижской Богоматери: восстанавливать или строить заново
С момента пожара прошло чуть больше суток, а французская и мировая общественность уже решает вопрос с восстановлением собора. Один из богатейших французов заявил о выделении 200 миллионов евро на восстановление архитектурного памятника. Не осталось в стороне и Министерство культуры РФ. Директор департамента музеев Владислав Кононов предложил организовать сбор пожертвований на восстановление собора.
Корреспонденты «Вечерней Москвы» спросили российских экспертов о перспективах воссоздания собора в первоначальном виде.
Нас проконсультировал Лев Лавренов, заместитель председателя комиссии по монументальному искусству. Лев Николаевич восстанавливал Грановитую палату Кремля и многие другие исторические и церковные памятники.
— Лев Николаевич, не проще ли построить с нуля, чем реставрировать?
— Это самый сложный вопрос. Сначала надо обследовать сооружение, понять масштабы бедствия. Если пострадало более 60 процентов собора, то это уже не восстановление, а новая стройка. Если пострадало 30 процентов и менее, то это еще памятник и подлежит реставрации.
Следующий этап, по мнению эксперта, выполнить предварительный проект и согласовать с общественностью и надзорными органами. Это самое сложное, говорит Лев Лавренов. Затем делаются предварительная смета и окончательный проект.
— Встает вопрос, что считать памятником, — показывает неочевидную сторону темы эксперт. — Памятником считается сооружение, представляющее художественную ценность старше 40 лет. Казалось бы, в случае с собором Парижской Богоматери все понятно: восемь с половиной столетий, значит, памятник. Однако, если собор отстроят заново, то должно пройти 40 лет, прежде чем ЮНЕСКО признает его памятником культуры, — пояснил Лев Николаевич.
Самый близкий и родной пример: наш храм Христа Спасителя, который был отстроен заново по проекту царского архитектора Константина Тона. Правительство Москвы подало заявку в ЮНЕСКО на внесение в мировой реестр памятников культуры и архитектуры, но в заявке отказали, так как с момента восстановления памятника не прошло 40 лет.
— Стоимость работ невозможно озвучить даже приблизительно, пока не будет акта обследования, — пояснил опытный реставратор.
Но, по словам эксперта, она гораздо больше 200 миллионов евро. А длительность восстановления займет несколько лет, даже при самом оптимистичном сценарии.
— Какие сложности могут возникнуть у реставраторов?
— Прежде всего, это поиск и сбор исторических данных постройки собора. Во вторых, стадия согласования, как я уже говорил. И третье: к реставрации нужно допускать только специалистов-реставраторов. Есть исторический пример, когда известный архитектор Виолле-ле-Дюк решил восстановить собор после Великой французской революции. Здание было сильно повреждено революционерами, которые боролись с мракобесием и разбили скульптуры храма. Интерьер-то он восстановил и новый шпиль вместо утраченного. Впоследствии собор стал местом коронации на царство новоиспеченного императора Наполеона I. Но Виолле-ле-Дюк не был реставратором и добавил слишком много вольностей, — рассказал автор новой Грановитой палаты.
Эксперт предположил, что будет объявлен международный конкурс на участие в реставрации.
— Команда российских специалистов готова принять участие, но все-таки главными должны быть французы. Только у них есть опыт восстановления средневековых готических соборов, — отметил эксперт.
Специалисты будут восстанавливать конструкции, рисунок фасадов, интерьеры, витражи. Как рассказал настоятель собора монсеньор Патрик Жакен, сохранилась алтарная часть храма.
По иронии судьбы, одна из версий пожара — нарушение правил техники безопасности при реставрации.
— Не думаю, что был поджог, скорей всего, невероятная халатность, например, окурок бросили, — предположил эксперт.
Лев Лавренов подчеркнул, что надо обязательно делать несгораемые стропила.
— В России пожарные внимательно следят за правилами. И деревянные части лесов пропитывают специальной несгораемой пропиткой.
ОБРАЗ ВАЖНЕЕ МАТЕРИАЛА
— Я хоть и не реставратор, — заметил заместитель председателя Совета Союза московских архитекторов, академик Академии архитектурного наследия Марк Гурари, — но выскажу свое мнение.
— Когда в Кондопоге сгорела деревянная церковь Успения, наш совет рассмотрел ситуацию и вынес вердикт — восстанавливать, не раздумывая. Так и в случае с Нотр-Дам-де-Пари это будет не подлинник, но это та часть среды, которая стала не только для Франции, но и для всего мира символом красоты, искусства и культуры. Даже если бы собор сгорел дотла, все равно его надо было бы восстанавливать. Образ важнее материала. И его значение в образе города очень важно.
МОГЛО БЫТЬ И ХУЖЕ
Как считает московский архитектурный критик Григорий Ревзин, с собором Парижской Богоматери все не так плохо.
— Конечно, то, что он сгорел, это огромная потеря, но наиболее сильное впечатление было от того, с какой болью люди наблюдали за пожаром. Сейчас, когда все потушено, можно сказать: ничего страшного не произошло.
Историк объяснил, как архитектура собора защитила его от полного уничтожения:
— Готический собор так устроен, что у него наверху есть система каменных сводов, а над ними деревянные стропила. Можно переживать, что у них не было противопожарной пропитки, но на конструкции собора это никак не сказывается. Основная проблема в том, что упал шпиль XIX века. Падая, он пробил свод в двух местах. Но остальной свод не пострадал. Внутри нет никаких проблем и потерь, остались целы стены и все конструкции. При пожаре не потрескались и не вылетели витражи. С самым главным фасадом XIV века, который выходит на Сену тоже уцелел.
Также Григорий Ревзин отметил работу специалистов при ликвидации пожара:
— Слава пожарным, они не потеряли голову и вовремя поняли, что главное — не допускать большого перепада температур: они не поливали горячие камни водой, чтобы те не потрескались. Кроме того, пожарные не допустили залива водой внутренних конструкций. Тушили с «холодной головой» и добились потрясающего результата.
Читайте также: Орудие страстей Христовых уцелело при пожаре в Нотр-Дам-де-Пари