Так что же такое истребитель пятого поколения
ИЗДЕЛИЕ Т-50, истребитель пятого поколения, второй раз взмыл в воздух. А за пару недель до этого события сенсационные кадры, без сомнения, обошли весь мир. Небольшой самолет маскировочной раскраски оторвался от взлетной полосы и, совершив несколько виражей, приземлился на некоем аэродроме. Тут же информационные агентства сообщили о первом полете нового российского истребителя пятого поколения. Понятно, что информация была выдана в эфир не просто так. У нашего военно-промышленного комплекса сейчас немало проблем, и главная из них – «нелетательный характер» (так и хочется сказать – летальный) баллистической ракеты для подводных лодок нового поколения (БРПЛ) – «Булава». По некоторым данным, на ракету угроблено порядка семи миллиардов долларов.А испытания раз за разом заканчиваются неудачей. Переделывать же новые подлодки под проверенный носитель «Синева» невозможно – дешевле их распилить.Поэтому важно было показать, что наш ВПК живет и развивается, а не подбирает остатки с советского стола, как злословят эксперты. Этим во многом и объясняется пышная премьера фактически прототипа самолета Т-50, который в будущем должен стать основой нашей авиации среднего радиуса действия.И все-таки, что такое истребитель пятого поколения и чем он отличается, скажем, от четвертого? Пока в мире существует только один истребитель, который с некоторыми оговорками, но относят к следующему, пятому поколению. Это F-22 «Раптор» (22 Raptor) –многоцелевой самолет, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics[3]. F-22 оснащен двумя турбореактивными двигателями (ТРДДФ) Pratt&Whitney F119-PW-100 тягой около 16 тыс. кг, с форсажными камерами и отклоняемыми в вертикальной плоскости соплами, обеспечивающими изменение вектора тяги. Данные двигатели позволяют F-22 совершать полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажных камер, что является важным тактическим преимуществом. F-22 на сегодняшний день является единственным стоящим на вооружении самолетом пятого поколения и самым дорогим истребителем в мире.К 2009 году был произведен в общей сложности 141 самолет F-22. Понятно, что военное соперничество, которое, как известно, остается основой мирового порядка, никто не отменял. F-22 впервые взлетел еще двадцать лет назад, в 1990 году. И с тех пор, если отвлечься от многочисленных деталей, понятных только профессионалам, определение самолета пятого поколения сводится к нескольким фундаментальным положениям.Прежде всего такие истребители должны быть оснащены двигателями с изменяемым вектором тяги. Есть ли у нас подобный двигатель? В наработках, безусловно. Даже премьер Путин отметил, что с двигателем еще предстоит поработать. И, судя по всему, работы предстоит много. Даже с нынешними двигателями, например Су-27, постоянно возникают проблемы, а этому самолету уже больше тридцати лет.Кроме того, истребитель должен быть компактным. Иными словами, все виды вооружений, которыми его собираются оснастить, должны быть убраны внутрь корпуса, что может принципиально улучшить аэродинамические свойства Т-50. Вооружения для нового самолета еще предстоит создать как раз с учетом этих требований. Об этом также упомянул Владимир Путин. Выходит, и на этом поле работы еще непочатый край.Наконец, неясно, в какой степени корпус Т-50 собран из металлов, а в какой из композитных материалов, поглощающих лучи радаров. Видимо, такие сведения действительно являются государственной тайной.К слову, о радарах. Считается, что истребитель пятого поколения должен быть оснащен принципиально новым радаром с активной фазированной решеткой. И это еще один аспект сложнейшей разработки. Между тем самолет обещают сдать в серию не позднее 2015 года. Хочется верить, что обещание будет сдержано.По сравнению с истребителями предыдущих поколений Т-50 обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. Т-50 может взлетать и садиться, используя участки взлетно-посадочной полосы длиной 300–00 метров. Самолет будет развивать скорость до 2,1 тысячи километров в час и совершать перелеты на расстояние до 5,5 тысячи километров. Истребитель также оснащен комплексом дозаправки в воздухе.[b]Справка «ВМ»[/b][i]Т-50 – истребитель тяжелого класса со взлетным весом свыше 30 тонн, средней размерности (примерно соответствующий самолетам Су-27), представляющий собой моноплан с широко разнесенными двигателями и двумя килями, сильно отклоненными наружу от продольной оси. Внешний вид планера спроектирован с использованием технологий геометрической малозаметности «стелс».[/i]