От тракториста до экономиста: как прошла первая ярмарка вакансий для мигрантов
Пространство «Согласия Холла» на проспекте Мира было заполнено гражданами Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Украины. Подавляющее большинство здесь — мужчины.
В одном из залов выступал известный таджикский правозащитник, председатель Общества таджикской молодежи в РФ Иззат Амон. Зал был переполнен. Иззат в подробностях освещал особенности защиты прав мигрантов и призывал вести легальную деятельность и не нарушать закон, так как к каждому мигранту — пристальное внимание со стороны российских органов безопасности.
В другом зале собрались работодатели — представители строительных, клининговых, транспортных компаний, крупных фирм по производству обуви и одежды. Все компании берут на работу только легализованных мигрантов с полным пакетом документов — миграционной картой и патентом на работу. Тут же стоят представители национальных микрофинансовых организаций, которые предлагают займы тем, у кого нет денег, чтобы купить патент, — от 13 до 16 тысяч рублей на год.
Как выяснилось из разговоров, отсутствие работы — не самая большая проблема иностранцев. Можно сказать, вообще не проблема. Работы много — водители, уборщики, дворники, швеи, сотрудники на производстве, продавцы.
На моих глазах приехавший из Таджикистана Фаруз находит работу. Он приехал в Москву два месяца назад, остановился у друзей. По образованию экономист. Говорит, его сократили, а другой работы в маленьком городке, где он жил, не найти. Фаруз устроился продавцом-консультантом строительных материалов в одном из московских торговых центров. Зарплата — 40 тысяч рублей.
— Есть мнение, что мигрантам платят меньше, чем русским, это не так. У нас россияне-операторы уборки и мигранты получают одинаково — в среднем 30–40 тысяч рублей. Кто работает с техникой на улице, получает больше, — говорит Марина Мальцева, представитель одной из клининговых компаний.
На стенде транспортной компании азербайджанец пытается устроиться водителем спецтранспорта.
— Нам не подходит водительское удостоверение Азербайджана. Нужны водительские права тракториста или бульдозериста, — поясняют ему.
Одна из больших проблем мигрантов — легализация.
— Девиз нашего сайта — «Легальная жизнь. Легальная работа». Мы объясняем нашим посетителям, что легально работать выгоднее и надежнее, — говорит идейный вдохновитель и создатель сайта «Мигрантов.ру» Светлана Саламова.
Светлана — бывший заместитель директора крупной компании по трудоустройству, она совместила в себе мозги программиста, юриста и кадровика. Благодаря этому сумела занять на интернет-рынке свою нишу.
— Решение свести работодателей и работников назрело давно. Чаще всего в Россию и в Москву едут из Узбекистана, Таджикистана, Украины и Киргизии, — говорит Светлана.
Участвуют в ярмарке и общественные организации, некоторые из них разработали даже специальные программы помощи мигрантам.
— Когда мы только начинали эту работу, то думали, что самыми востребованными будут юридические приемные, но оказалось, что больше всего трудовые мигранты идут в наши психологические группы «Равный равному», — рассказал «Вечерней Москве» сотрудник Красного Креста Александр Плаксин. — Ведь иногда важно просто поговорить и быть выслушанным.