Второе высшее от безработицы не спасает

НА НЕДАВНЕМ заседании правительства Москвы особый интерес вызвало выступление депутата Мосгордумы Олега Бочарова, который руководит студенческим кадровым проектом «Гражданская смена», о проблемах трудоустройства выпускников столичных вузов и колледжей.– Необходимо признать, что система высшего профессионального образования не справляется со своей целью (за исключением узкоотраслевых и городских вузов), – заявил депутат. – В большинстве случаев она выдает диплом, не востребованный на рынке и не подтверждающий возможность выпускников применить свои навыки. В результате многие молодые люди стремятся получить второе и третье высшее образование, пытаясь уже самостоятельно преодолеть образовательный разрыв. Но это ложный путь – без опыта не найти работу ни с двумя, ни с тремя дипломами.Таким образом, по словам Бочарова, государственная система высшего профессионального образования перекладывает ответственность на субъекты Федерации. А проведение реформы самих вузов путем скрещивания «подушевого» бюджетного финансирования и платного обучения и некомпетентная государственная реформа ЕГЭ сводят на нет успехи Москвы в среднем образовании.– Только два-три выпускника из класса выбрали сегодня конкретный вуз, а значит, конкретную профессию, – подчеркнул Бочаров. – Из 1311 школьников, с которыми я уже провел уроки в этом году, четко сориентированы на профессию 45 подростков.А в колледжи намерены поступать только 12 человек. И это в Бирюлеве, Чертанове и Бутове! Пойдет ли неуспешный студент, отчисленный, допустим, со второго курса, осваивать рабочую профессию, чтобы обеспечить себя? Вряд ли.Бочаров убежден, что предлагать дипломнику рабочее место по окончании вуза безусловно важно и необходимо, но в сложившихся условиях зачастую поздно.По мнению депутата, целесообразно готовить студентов к работе со второго курса, сначала адаптируя их опыт к рынку, за счет временной занятости, давая им навык работы по профессии, а также оформляя трудовые книжки.Такой подход должен привести к повышению требовательности юношей и девушек к педагогам вузов в формировании более компетентных навыков. Сегодня, подрабатывая зачастую курьером, секретарем или официантом, студент не приобретает опыт по своей профессии, теряя драгоценное время.Работодатели также обеспокоены отсутствием в городе подготовленных кадров.– Значит, Москве необходима городская программа, объединяющая их усилия в поиске кадрового потенциала, – считает Олег Бочаров. – Созданный не так давно московский Департамент труда и занятости продвигается в правильном направлении, но еще не завоевал достаточного доверия у всех субъектов на рынке труда.Таким образом, по словам депутата, пора ориентировать всех старшеклассников города и их семьи еще в 9-11м классах, давая им и их родителям подробную информацию не столько о самих вузах, сколько о возможностях их выпускников на рынке, продемонстрировав успешные модели продвижения к самостоятельной жизни.