Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

Сегодня отмечает день рождения кукла Барби

Общество

9 МАРТА 1959 года американская компания Mattel впервые выпустила игрушку, похожую не на младенца, а на взрослую девушку. Длинноногую красавицу хочется без конца наряжать, появилась целая индустрия, производящая костюмчики, купальнички, платьица... Неужели в России никто не попытался заработать, обшивая любимую игрушку миллионов девочек?Один из павильонов Московской ярмарки увлечений увешан крохотными костюмчиками. На витрине восседает Барби в пышном платье.Я ожидала увидеть вереницу девочек с белокурыми любимицами в руках, портновский метр, швейную машинку... Оказалось, заказы в ателье Людмилы Буровой делаются проще.– Внучка хочет платье, как у Дженнифер Лопес, – пожилая женщина протягивает вырезку из глянцевого журнала.– Какая у нас кукла? Да новая, китайская.Чем удобно работать с куклами – приносить их на примерки не надо. Мастерицы за долгие годы скупили всех возможных Барби, так что все «манекены» есть у них дома.Говорят, ни разу еще не «промахнулись» с «заочными» примерками. Правда, приходится уточнять, когда и где выпущена кукла, так как они немножко эволюционируют. У Барби нового поколения более естественные формы – меньше контраст между объемом талии и бедер.– С такими работать удобнее – не надо делать вытачки, а это кропотливый ручной труд, – говорит рукодельница Инна Кузнецова.[b]Полцарства за шубку[/b]Когда Инна Александровна начинала лет 5 назад работать, ей думалось, что все девочки хотят видеть Барби принцессами, в бальных платьях с пышными юбками. Потом поняла: принцесс любят заказчицы дошкольного возраста. Те, кто постарше, предпочитают костюмы «как в жизни»: кофточки, брючки, комбинезончики – с ними проще играть.Большой спрос на шубки – их не встретишь в магазине, иностранные производители не догадываются, что русским девочкам хочется одевать Барби по сезону. А экзотические заказы, образы, «подсмотренные» в кино или на картинках – «русалочка», «женщина-кошка», «снегурочка», – поступают от взрослых коллекционерок.По статистике, на 10 Барби выпускается один Кэн, но процент кукол мужчин среди «заказчиков» и того меньше – хорошо, если один на три десятка попадется.Мастерицы стараются никому не отказывать: разве что шить наряд стриптизерши или проститутки они бы не стали.Инна Кузнецова побоялась связываться с костюмом для Кэна в стиле «милитари»: это потребовало бы слишком серьезного погружения в тему, изучения множества фотографий, а Людмила Бурова по той же причине отклонила однажды «человека-паука».– Одна девушка увлекалась восточными танцами и захотела миниатюрную копию себя самой, – вспоминает свой самый сложный заказ Инна Кузнецова. – С лифом и шароварами еще туда-сюда, а для шарфика пришлось самой красить ткань в технике «батик».[b]Трусики для итальянцев[/b]Оказывается, материалы – это проблема. Я-то думала, отпорол от старого лифчика кружевную полоску – вот и фата для свадебного платья.Мастерицы возмущаются: они никогда не позволяют себе подсовывать заказчикам свои обноски. Но можно было бы забирать обрезки из ателье…– Там предлагают тяжелые, скользкие ткани – подкладочный шелк, синтетику, и цвета все «взрослые» – бордовый, бронзовый, – объясняет Людмила Бурова. – А детям нравится флис, акрил, хлопчатобумажные материалы, яркая и пастельная гамма. Приходится специально покупать рулоны уцененных бракованных тканей, выпрашивать у фирм образцы новых материалов.…Компания смуглых мужчин заливается хохотом. Один высоко поднял руку: два пальца в миниатюрных кружевных трусиках. Это итальянцы заглянули на выставку Людмилы Буровой. Людмила Георгиевна объездила полмира со своей галереей одежды. Иностранцы в восторге: у них нет таких ателье. Казалось бы, европейцы так любят себя побаловать, магазины завалены тканями, блестками, какие русским рукодельницам и не снились, а местным Барби приходится довольствоваться ширпотребной продукцией китайских фабрик. Никто не догадывается шить для них на заказ.Таких мастеров и в России можно перечесть по пальцам – причем одной руки. Как они выживают в кризис, когда одежда для куклы – такое же излишество, как «тапочки для тараканов» из анекдота? За штанишки выложи 100 рублей, за бальное платье – 300… «Заказов стало меньше раза в три», – не скрывает Инна Кузнецова. У Людмилы Буровой изменилась «структура» спроса: народ отворачивается от Барби и больше интересуется костюмчиками для пупсов.Кое-кто должен этому очень обрадоваться…[b]Кукла вместо фартука[/b]Барби ненавидят ревнители «чистоты народных традиций». Православный психолог Вера Абраменкова причисляет ее к «антиигрушкам», развращающим русских детей. Людмила Бурова не может забыть, как в одном городе президент местной ассоциации ремесленников, увидев, что она приехала на выставку с одеждой для Барби, завопил:– Уберите это бесовское отродье! Главная претензия – Барби прививает девочкам дух безудержного «потребительства», заставляет покупать ей все новые и новые наряды.Но кто сказал, что обновки надо обязательно приобретать? У моей Барби почти не было покупных одежек: мы с мамой долгими вечерами плечом к плечу мастерили ей платья. Думаю, девочки охотнее приучались бы к рукоделию, если бы на уроках труда им давали шить не фартуки, которые никто не носит, а одежду для любимых кукол.Людмила Бурова и Инна Кузнецова часто устраивают для детей бесплатные мастер-классы. Огорчаются, что многие девочки вообще не умеют держать в руках иголку. Конкурент у мастериц намечается пока только один. Четвероклассник из Балашихи каждый месяц приезжает к Людмиле Георгиевне, чтобы показать, какую обновку сшил для любимого Кэна.[b]Кстати[/b]Полюбоваться на Барби в образе Сиреневой феи, повелительницы огня или воды или просто светской дамы XIX в. можно в Галерееклубе в подмосковном Сабурове. Там действует постоянная экспозиция, куда, кстати, часто посылают свои работы Инна Кузнецова и Людмила Бурова.[b]Телефон[/b] [i]344-98-72[/i].

Подкасты