Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

Мишель Пфайффер как гений ускользающей красоты

Развлечения

Спустя почти четверть века после «Опасных связей» по одноименному роману Шодерло де Лакло британский режиссер Стивен Фрирз дарит нам еще одну любовную историю – экранизацию самого известного романа Сидони Габриэль Колетт – «Шери», написанного в 1920 году.Незаурядная французская писательница Колетт, знаменитая эмансипэ, и сама послужила объектом заинтересованного внимания кинематографистов: о ней сняты как документальный, так и художественный фильмы. Колетт написала несколько десятков книг, дружила с Морисом Равелем и Жаном Кокто, оставила мужа и была известна своими романами как с мужчинами, так и с женщинами, выступала в Мулен-Руж. Кавалер Ордена почетного Легиона и президент Гонкуровской академии, она по смерти удостоилась такой чести, как всенародное прощание. Ее романы экранизировались, начиная с 1913 года: к ним обращались такие выдающиеся кинорежиссеры, как Роберто Росселлини, Клод Отан-Лара, Жак Деми. А мюзикл Винсенте Миннелли по роману Колетт «Жижи» в 1958 году получил сразу девять «Оскаров». И вот новое обращение к творчеству Колетт.В «Опасных связях» Фрирз занял великолепных актеров, в том числе голливудскую звезду Мишель Пфайффер. Одна из самых обольстительных блондинок американского кино, за роль госпожи де Турвель получила в 1989 году свою первую номинацию на премию «Оскар». Теперь Стивен Фрирз доверил ей сыграть главную героиню «Шери», бывшую куртизанку Леа де Лонваль, нежную и элегантную, умную и способную на глубокое чувство зрелую женщину. «Пфайффер не может оставить вас равнодушными, - говорит о своей актрисе режиссер. – Она обезоруживает – именно такой она была в «Опасных связях», и такой же она предстает в «Шери». Она невероятно красива, но ее красота одновременно несет в себе внутреннюю трагедию…» Благодаря Пфайффер, этой женщине-цветку, история Леа де Лонваль сопрягается с трагедией другой нежной куртизанки, небезызвестной Маргариты Готье, дамы с камелиями.Партнерами Мишель Пфайффер в «Шери» стали знаменитая Кэти Бейтс («Мизери», «Жареные зеленые помидоры», «О Шмидте», «Дорога перемен») и молодой английский актер Руперт Френд («Гордость и предубеждение»). Они сыграли мать и сына, мадам Пелу и Фреда, прозванного Шери – «Дорогой». Мадам Пелу – бывшая «коллега» и подруга-соперница Леа. Она просит сорокалетнюю Леа, все еще на редкость привлекательную, стать наставницей ее непутевого, но обаятельного сына-юнца, сделать из него респектабельного мужчину. Ее лето уже позади, его – впереди, но этот краткий миг, когда, кажется, время остановилось, принадлежит им. Их связь, начавшаяся как банальная интрижка, длится долгих шесть лет – до тех пор, пока мадам не находит сыну невесту. Только перед лицом разлуки любовники начинают понимать, как они любят друг друга. Вот ведь как странно: их любовь, до той поры невысказанная, оказывается всепоглощающей и самой главной в судьбах обоих.Такая тонкая зарисовка о странностях любви. Интимность, камерность затягивают в мир будуаров и гостиных дам парижского полусвета начала прошлого века. Действия совсем немного, и главное внешнее событие здесь – свадьба Шери и Эдми, дочери еще одной богатой куртизанки. Мелодрама? Разумеется, чистой воды, но прохладная и изысканная, вся на полутонах, переливах чувств, которые нигде не выплескиваются через край. Это мелодрама, если хотите, с безупречной репутацией. И смотреть ее надо как картину в музее, любуясь мазками, красками, светотенью, вглядываясь в портреты героев и изумительные импрессионистические пейзажи. Лучший из них – аллея в запущенном, буйно цветущем саду мадам Пелу, достойная кисти Ван Гога.Фильм заставляет любоваться жемчужным ожерельем Леа, которое ласкает и примеряет Шери, изумрудом «с изъяном», в ее кольце, дамскими шляпками, вдохновленными полотнами Климта, интерьерами особняка Леа. Кстати, этим особняком стала вилла архитектора Эктора Гимара, знаменитого представителя французского арт-нуво. Снимаю шляпу перед потрясающим оператором, выходцем из Ирана Дариусом Хонджи, который, виртуозно начав с «Деликатесов», скоро занял одно из ведущих мест на кинематографическом Олимпе. В его фильмографии и «Ускользающая красота» Бернардо Бертолуччи, и «Эвита» Алана Паркера, и «Девятые врата» Романа Поланского… В «Шери» он драматически запечатлевает ускользающую красоту 52-летней Мишель Пфайффер, и вместе с ней прелесть природы, счастья, любви.Любовное настроение фильма точно поддерживает чувственный музыкальный ряд с его скрипками и альтом, даже постельные сцены превращающими в классический балет. Композитор Александр Деспла успешно сотрудничал с Дэвидом Финчером на фильме «Загадочная история Бенджамина Батона», Лассе Хальстромом («Казанова»). Он автор музыки и к таким фильмам, как «Девушка с жемчужной сережкой» и «Сириана». Со Стивеном Фрирзом Деспла уже работал над «Королевой» и в 2006-м был в числе номинантов на «Оскар».За кадром остается печальный финал истории: самоубийство Шери, повзрослевшего, прошедшего Первую мировую войну, но так и не научившегося жить без своей Леа. Зрителям сообщает об участи героя закадровый голос. И такая намеренная отстраненность тоже в духе общего замысла режиссера.Cоблюдайте дистанцию, господа! Как в музее – руками не трогать… Галина ПАРСЕГОВА

Подкасты
Эксклюзивы