Объединение столицы и области и выгодно, и целесообразно

Общество

Председатель правления Региональной общественной организации ревнителей московского исторического наследия и памяти «Москва – вековечная столица государства» Игорь АРТАНОВ настойчиво и последовательно отстаивает и проводит идею объединения Москвы и Московской области в единый субъект Российской Федерации. Он и его единомышленники – ученые и специалисты – даже не сомневаются, что объединение будет, что оно неизбежно. Это благо для всех.«Вечерняя Москва» решила выяснить, какие серьезные доводы существуют в пользу такого объединения. Об этом мы и беседуем с руководителем общественной организации, детально и всесторонне изучившей сложную проблему.[b]– Игорь Иванович, еще недавно в Российской Федерации было 89 субъектов. Сейчас их – 83. На результаты прошедших объединений никто не жалуется. Может быть, пришел и наш черед? Ведь не всегда Москва и область были административно разделены?[/b]– Не всегда. Сначала Московскую губернию нарекли областью, включив в ее состав и части бывших соседних губерний. Было это 14 января 1929 года. Всего через пару лет после того как губерния стала областью, а именно 25 февраля 1931 года, было принято решение о выделении города Москвы в самостоятельную административно-хозяйственную и партийную единицу в составе Московской области. Разъединение произошло 79 лет назад.[b]– Как тогда обосновывали административно-территориальные изменения статуса земель?[/b]– Научно обосновывать волевые решения верховных властей было не обязательно.Московская область тогда была слишком велика, включала в себя даже Рязань, Тулу и Тверь, около 120 сельских районов. В решении 1931 года было сказано, что это «крайне осложняет и затрудняет осуществление конкретного руководства из единого для области и г. Москвы советско-хозяйственного и партийного центра». Вот и все обоснование![b]– Был ли назван при разделе свой собственный административный центр или главный город Московской области?[/b]– Нет. Да и практически это нереально. Как говорится, мимо Москвы не проедешь. В результате образовались два управляющих центра в едином естественном природном административно-территориальном образовании, которое складывалось веками. Один из этих центров находится в Москве, в лице мэра, правительства города и Московской городской думы, другой – непонятно в какой географической точке Московской области, в лице губернатора и других государственных деятелей областного масштаба. На сегодняшний день в России есть только две области, не имеющие своих административных центров, главных городов.[b]– Получается, что не унифицировано территориальное деление и управление?[/b]– Очевидно. Добавлю, что бывшие губернии, ныне республики, управляются президентами. Может быть, имеет смысл обозвать всех нынешних губернаторов президентами соответствующих областей? Нужен системный подход. Он нам позволит рассматривать любую заселенную территорию как целостную систему, состоящую из трех компонентов: административный центр (главный город) – города и поселки городского типа – села и деревни.[b]– Такая структура складывалась исторически. Вероятно, она стабильна и устойчива?[/b]– Основным и главным динамическим критерием устойчивости административно-территориальной системы расселения служит ее энергетическое состояние, или «коэффициент энергобаланса» – «КЭБ».[b]– Что входит в это энергетическое состояние?[/b]– Энергетическое состояние административно-территориальной системы расселения определяется уровнем взаимодействия трех форм энергии, генерируемой и поглощаемой системой: 1) энергии, обеспечивающей поддержание внутренней структуры или жизнедеятельности каждого компонента системы; 2) энергии, обеспечивающей взаимодействие компонентов; 3) энергии обмена с окружающей средой, то есть с другими системами расселения. Плюс ко всему безвозвратные тепловые потери.[b]– Наверное, так существуют все живые системы?[/b]– Да. Но нам важно, что так живут административно-территориальные системы и в процессе эволюции их состояние изменяется в направлении достижения определенного стационарного энергетического уровня, который характеризуется динамической устойчивостью компонентов. Наиболее эффективные системы способны поддерживать баланс энергетических затрат.Кстати, в России сейчас только 5 регионов из 83 субъектов Федерации, которые на протяжении нескольких десятилетий находятся в гармоничном состоянии, поддерживают стабильный «КЭБ».[b]– Если на определенной территории складывается энергобаланс, значит, она становится самодостаточной. Такой в перспективе вы видите единую систему «Москва – Московская область»?[/b]– Именно такой. Искусственное разделение объекта управления на две подсистемы, управляемые двумя равноправными властными структурами, не соответствует природе вещей и вредно для жизнедеятельности системы в целом. Исходя из системных соображений, следует однозначный вывод: Москву и Московскую область необходимо объединить в один регион с единым руководством.[b]– 79 лет жили раздельно, и вдруг объединение стало актуальным?[/b]– Результаты таких событий, как разделение, можно объективно оценить лишь через два–три поколения. Но проблема не сегодня обратила на себя внимание. В деликатной форме наш мэр Юрий Лужков предложил объединить Москву и Подмосковье весной 2006 года. Откровенно говоря, нас это ободрило и вдохновило.Специалисты нашей организации разрабатывают научное обоснование курса на объединение. Изданы монографии «Государство нищих богачей» и «Концепция сбалансированной экономики», разработана «Модель эффективно управляемой административно-территориальной системы расселения страны на примере Московского региона».Научно-технический совет при мэре Москвы одобрил представленные организацией «Москва – вековечная столица государства» материалы и разработки в области исследования и прогнозирования демографических процессов, а также разработки и предложения по вопросам укрупнения регионов и, в частности, объединению Москвы и Московской области в единый субъект Российской Федерации.[b]– Игорь Иванович, создается впечатление, что теоретически проблема здорово проработана. Но простые примеры из жизни иногда убеждают сильнее, чем научные изыскания, многим непонятные. Широкий резонанс вызвал недавний скандал с неоправданным повышением тарифов РЖД на проезд в электричках в пределах города. Можно ли рассматривать этот случай как пример необдуманного использования административного деления территории вопреки интересам населения?[/b]– Конечно, при единой административно-территориальной системе Московской губернии это не могло произойти в принципе. Суточной миграцией населения должен заниматься один центр во взаимодействии с РАО «РЖД».[b]– Другой пример. В связи с огромными дорожно-строительными работами на «Большой Ленинградке» высказываются оправданные опасения о неизбежных пробках, которые будут возникать в районе Химок. Выезд из города в область может превратиться в узкое горлышко. Сколько таких горлышек может возникать по периметру города?[/b]– В рамках проработки «Концепции сбалансированной экономики» для организации наиболее рационального дорожного движения нами предложена транспортная схема дихотомического ветвления транспортных артерий или их удвоение. Градостроители говорят о создании дублеров крупных магистралей.Такая схема характерна для морфологического состояния живых систем и позволяет создать наиболее оптимальные схемы транспортных потоков, а также организовать равномерную сеть самого разнообразного обслуживания и предоставления необходимых услуг населению по всей территории города и области на любом отдалении от центра. Эту проблему надо решать кардинально по всей территории объединенного Московского региона с единым руководством.Наш мегаполис снабжается водой из поверхностных источников – из водоемов, расположенных за пределами городской черты. Это создает большие сложности в работе «Мосводоканала». В прежние годы водоисточники Москвы подвергались загрязнениям от сельскохозяйственных предприятий, теперь – от коттеджных поселков, построенных в водоохранных зонах. В результате таких негативных воздействий на источники водоснабжения город вынужден принимать дополнительные меры по очистке питьевой воды, тратить больше средств на реагенты, используемые в водоподготовке. За упущения одних приходится расплачиваться другим.Со своей стороны Москва уделяет все больше внимания очистке сточных вод. Как сказано в недавно увидевшей свет книге Юрия Лужкова и Станислава Храменкова «Чистая вода», проводимая реконструкция городских очистных сооружений «обеспечит новое качество воды Москвы-реки как в черте города, так и в нижнем ее течении, улучшит качество жизни москвичей и жителей Московской области…» – При едином руководстве Московским регионом проблемы водоснабжения и жизнеобеспечения в самом широком смысле решались бы оперативнее и кардинальнее. Кроме того, гораздо эффективнее могут быть решены вопросы полного обеспечения продуктами питания всего населения Московского региона за счет подмосковных угодий без привлечения импортного продовольствия, за исключением экзотических продуктов.Повышается самодостаточность объединенного региона. Вообще с развитием города ему все труднее умещаться в собственных границах. Дело не только в дефиците земли. Аэропорты и крупные логистические центры должны находиться на достаточном удалении от жилых районов. В результате возникают огромные сложности в распределении ответственности. Проблема централизованной утилизации отходов человеческой жизни и деятельности также будет успешнее решена единым руководством объединенной Московской губернии. Найти труднодостижимый баланс будет гораздо проще. Подведем итог. Доводы «за» объединение бросаются в глаза, а доводы «против»… Даже если вы их найдете, они будут несущественны. Замечу, что – не только теория, но и конкретные интересы людей.Подведем итог. Доводы «за» объединение бросаются в глаза, а доводы «против»… Даже если их найдут, они будут несущественны. А что нужно сделать для объединения? Первое и главное: власть должна понять неотвратимость этого естественно-природного процесса, что приведет к созданию наиболее благоприятных условий для жизни и деятельности людей. А дальше действовать в соответствии с существующими правилами, и прежде всего заняться разъяснением людям необходимости и полезности для них такого объединения.Кстати говоря, это фундаментальное положение касается и всех других искусственных административно-территориальных образований на просторах России и является ключом к решению проблемы наиболее рационального административно-территориального устройства страны. То же самое относится и к искусственно отторгнутым от России территориям.Определяющим фактором в принятии решений по административно-территориальному делению страны является разработанный и предлагаемый нами системный показатель эффективности управления регионами страны, обозначенный, как я уже отметил выше, как «коэффициент энергобаланса расселения региона» и определяющий качество энергетического состояния данной территории расселения и страны в целом.Разработанная нами методика позволяет не только оценивать, но и давать прогноз развитию регионов.[b]Вы можете прислать свои отклики на адресу [i]edit@vm.ru [/i]с пометкой «Отклик на публикацию»[/b]

Google newsYandex newsYandex dzen