Столичные власти подсчитают, сколько стоит городу малый бизнес

Столичные власти подсчитают, сколько стоит городу малый бизнес

Общество

На протяжении всего прошлого, кризисного года малый и средний бизнес находились в зоне особого внимания городских властей и лично мэра Москвы. Всевозможные льготы, программы поддержки и развития, новые законопроекты… Все это не случайно – именно на малых предприятиях трудится 2,5 млн москвичей. То есть благосостояние около трети столичных семей зависит от всевозможных фирм, магазинчиков, салонов и автомастерских.Сегодня можно сказать, что с помощью административного ресурса и средств городского бюджета повальной безработицы в городе удалось избежать. Не закрылись магазины, работает сфера услуг. А значит – малый бизнес в Москве жив и относительно успешен.О планах работы комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству и о том, как городские власти планируют взаимодействовать с бизнесом, рассказал нам ее председатель – [b]депутат Игорь ПРОТОПОПОВ (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)[/b].[b]– Игорь Серафимович, почему проблемы малого и среднего бизнеса в пятом созыве МГД выделили в отдельную депутатскую комиссию?[/b]– Наоборот – из комиссии, которая в прошлом созыве занималась всем, что связано с экономикой, вывели вопросы промышленности и науки.Это теперь предмет работы другой депутатской комиссии. Пора объективно оценивать ситуацию в московской промышленности с учетом вопросов инноваций, и в науке, которая сегодня тоже требует особо пристального внимания.А наша комиссия как раз и должна законодательно обеспечить такую систему управления экономикой в городе, которая давала бы оптимальные результаты. В том числе – и в плане поступления денег в столичный бюджет.Прежде всего, речь идет о неналоговых доходах бюджета. Сегодня они составляют 15% от общей суммы. В этой связи мы уже подняли вопрос об имущественно-земельных отношениях. Город является здесь крупнейшим владельцем земли и недвижимости.Насколько эффективно он управляет этой собственностью? И что сделать для того, чтобы экономическая отдача от нее стала значительно выше? Продать, передавать кому-то в управление или ставить более жесткие задачи перед профильными департаментами? Или, например, в конце 2008 года мэр принял жесткое решение о снижении арендной ставки для предприятий малого бизнеса до 1 000 рублей за квадратный метр. Разумеется, это радикально снизило нагрузку на предпринимателей, помогло Москве избежать массовых разорений и увольнений сотрудников.Однако сегодня сумма выпадающих из городского бюджета доходов на оказание этой помощи составила порядка 8 млрд рублей. При этом на недавнем заседании правительства Москвы было озвучено, что лишь 50 тысяч предприятий регулярно платят налоги с прибыли.Но ведь мы заявляем, что в городе порядка 350 тысяч предприятий. Так что теперь пора понять, что получил город взамен этих 8 миллиардов? Сколько у нас малых предприятий на самом деле, и стоило ли им помогать? Совместно с налоговыми органами мы собираемся выяснять – платят ли там зарплату, не уходит ли она в тень?[b]– То есть получается, что помощь из бюджета была оказана недобросовестным или несуществующим предприятиям?[/b]– К сожалению, именно в силу своей «малости» небольшие предприятия вроде бы повсюду, на глазах, а «пощупать» их и понять довольно сложно. Сегодня вы видите на этой улице магазин, завтра – юридическую фирму, через месяц – туристическое агентство… Или вообще замок на дверях висит.Потому что сегодня у нас даже сама система учета малого бизнеса отсутствует. В московском реестре, куда они входят добровольно, 50 тысяч предприятий. А подпадает под действие федерального закона, который вводит градацию по экономическим показателям, в том числе и по количеству сотрудников, уже 350 тысяч фирм и организаций.В начале кризиса у нас не было времени разбираться и сопоставлять реестры – надо было просто помочь. Льготы были объявлены всем малым предприятиям. А вот насколько эффективно они ими воспользовались, какие результаты принесли в бюджет города в плане уплаты налогов и сохранения рабочих мест – такой анализ итогов 2009 года сейчас готовится. Уже первые его результаты говорят о том, что Москва должна разработать систему оказания этой помощи, четкую экономическую политику в отношении малого бизнеса.А возможности ему город предоставил немалые. Кроме помещений, мы решили вопрос доступа предпринимателей к госзаказу: не менее 20% от его общего объема должно уходить в малый бизнес через специализированные аукционы. А это примерно 100 млрд рублей из городской инвестиционной программы во всех отраслях: оформление, озеленение, поставка компьютеров и др.У нас достаточно серьезно развита форма субсидий, когда компенсируются кредитные ставки банков. Есть программа по компенсации за прием на работу молодых сотрудников. А в борьбе с чрезмерными проверками, кажется, мы уже в другую крайность впали – их вообще уже никто не проверяет.[b]– Так все-таки какова сегодня ситуация с экономикой в Москве?[/b]– Сегодня изменились сами правила формирования городского бюджета как в части доходной, так и расходной. Например, вновь актуальна тема частно-государственного партнерства. Если раньше мы могли себе позволить строить за счет города дороги, социальные объекты, метро, то сегодня бюджетных денег на это не хватает. Значит, мы должны привлекать инвесторов. Но выясняется, что понятного и прозрачного для инвестора механизма просто нет. То есть формально они существуют, но инвестора серьезного, консервативного, с большими деньгами заинтересовать не способны.Или все понимают, что в Москве надо развивать туризм. А кому он нужен с такими пробками, когда от одного места до другого приходится добираться часами? Хотя развитие транспортной системы города не касается нашей комиссии напрямую, мы будем ею заниматься. Потому что здесь одно цепляет за собой другое. Проблема транспорта перерастает в экономическую, а затем становится политической.Простой пример: в городе все меньше маленьких магазинов. Потому что гораздо выгоднее потратить время и завезти в гипермаркет фуру товаров, чем за гораздо большее время и совсем другие затраты – по 10 магазинам развозить по одному ящику или лотку.Еще один важный момент – защита прав потребителей. Потому что все в экономической политике по большому счету сводится к защите интересов наших избирателей.Надо отдать должное – в городе для этого делается очень много. Сейчас мы будем плотно заниматься правами заемщиков. Огромное количество людей наполучали потребительских кредитов. Как водится, мелкий шрифт договоров никто внимательно не прочел, а по ним получается, что «заемщик обязан, а кредитор имеет право». Банки ведут себя по отношению к людям просто безобразно.Или проблема субсидий при оплате коммунальных платежей. Надо сказать, что эти платежи сегодня в Москве вполне приемлемые. Но ведь оборудование и коммуникации в ЖКХ также требуют замены и модернизации.Где же взять на это деньги, если тарифы мы повышать не можем? Это уже вопрос экономической политики – возможно, мы должны определить лимит невысоких тарифов для жителей. Но если ты вышел за пределы этого лимита – платишь уже по коммерческим ценам.Кстати, сегодня вновь актуален лозунг недавнего прошлого «Экономика должна быть экономной». Старшее поколение москвичей хорошо помнит, что на закате советской эпохи ничего, кроме улыбок и иронии, этот призыв не вызывал. Но мировой финансовый кризис убедительно показал нам, что в ХХI веке должны быть выстроены четкие и современные механизмы этой экономии.Если коснуться тех же энергосберегающих ламп, то для начала надо понять, как стимулировать население использовать их в домашних условиях. Энергосберегающие технологии должны быть выгодны экономически. А эти лампы для рядового обывателя пока довольно дороги.[b]– Какими еще темами будет заниматься ваша комиссия?[/b]– Разумеется, вопросами макроэкономики. Несмотря на кризис, надо думать о том, что город будет делать в 2015 или даже 2025 году.Сегодня, в силу «ручного режима» управления экономикой, эти вопросы уходят куда-то на второй план. Однако никакой кризис не отменяет необходимости принять стратегию развития города до 2025 года. Важной темой остается обеспечение жителей продовольственными ресурсами и ситуация на потребительском рынке.Здесь надо отдать должное политике городских властей – при всех кризисах проблемы со снабжением продуктами в Москве нет.[b]Досье «ВМ»[i]Игорь ПРОТОПОПОВ[/b] родился 3 марта 1961 года.Окончил Государственный центральный институт физической культуры и Московский институт экономики, менеджмента и права.Перед избранием в Московскую городскую думу работал генеральным директором ООО Аудиторская фирма «Аудит и финансы».Депутат Московской городской думы четвертого (2005–2009 гг.) созыва.Вновь избран депутатом 11 октября 2009 года.[/i][b]Телефон[/b][i] 623-23-75[/i], [b]е-mail[/b]: [i]protopopov@duma.mos.ru[/i]

Google newsYandex newsYandex dzen