Менуэт как метод повышения квалификации

Общество

В ЭТИ дни в рамках начавшегося Года учителя сотрудники музея-заповедника «Царицыно» проводят у себя Всероссийскую научно-практическую конференцию под названием «Урок в музее – возможно ли это?»– Главная цель конференции – найти формы сотрудничества учреждений образования и культуры в просветительной деятельности, – рассказывает Ирина Фролова, начальник отдела научной популяризации и музейной педагогики, заместитель генерального директора музея-заповедника «Царицыно». – Мы заранее пригласили всех, кому это может быть интересно: учителей средних общеобразовательных школ, преподавателей педагогических вузов, сотрудников Управления образования, музейщиков. Заинтересовались около ста учреждений, в том числе наши коллеги из Ярославля и Сергиева Посада.Сотрудничество с учителями – не новая «тема» для музея «Царицыно». Здесь уже нескольких лет совместно с Управлением образования ЮАО реализуют проект «Учительская гостиная». Его разработали вместе с советом молодых учителей еще в 2006–2007 гг., а программу занятий утвердили в учебно-методическом центре Управления образования Южного округа. Благодаря этому программа стала равноправной в ряду других образовательных программ и по приказу Управления образования получила статус курса повышения квалификации для молодых специалистов.Обычно цикл из нескольких достаточно серьезных занятий завершается костюмированным балом в стиле XVIII века.Как рассказали нам в отделе музейной педагогики, изначально этот проект был задуман, чтобы привлечь в музей молодых педагогов, познакомить их с различными видами музейной деятельности, коллекциями музея, образовательными программами. Здесь хотели создать Клуб друзей музея, а не курсы повышения квалификации. Но в итоге получилось и то и другое «в одном флаконе».– Обучение проходит не в виде «уроков», а в качестве неформальных встреч, на которых обсуждаются темы по истории и искусству, – продолжает Ирина Фролова. – При этом молодые педагоги ближе знакомятся с музейной жизнью.…Первый раз молодые учителя пришли в «Царицыно» в сентябре 2006 года. Им показали музей, рассказали об истории строительства загородной императорской резиденции. Раздали анкеты тем, кто захотел продолжить общение с музеем. Темы для следующих занятий были подсказаны архитектурными памятниками, выставками, историей «Царицына».– Прежде всего мы уделили внимание архитектурному ансамблю «Царицына», не оставив без внимания личность их строителя – архитектора Василия Баженова, – вспоминает Ирина Николаевна. – Затем перешли к выставкам в Хлебном доме: «Царские трапезы», «Царицыно» сквозь века», «Цари в «Царицыно», «Валентин Юдашкин в Москве». Декоративно-прикладное искусство, живопись, гравюра, развлекательная культура XVIII века, костюм XVII–XVIII веков, этикет, императрица Екатерина Великая – все эти темы обсуждали мы с молодыми учителями на наших встречах. Они же стали непосредственными участниками наших детских образовательных программ: «Час маскарадного удовольствия», цикла «Чудесные превращения»: «Золотая хохлома», «История фарфоровой чашки», «Рисунки на тканях» (батик), «Тепло, созданное руками» (гобелен), «Стекло, подобное жемчугу» (бисер).Большое впечатление на участников «Учительской гостиной» произвела интерактивная программа «Ожившие образы «Царицыно». В каждом зале их ожидал сюрприз, ведь в программе участвуют профессиональные актеры и музыканты. Их присутствие «оживляет» залы дворца, создает атмосферу придворной жизни конца XVIII столетия. Именно в эти годы и были построены дворцы, мосты и корпуса бывшей увеселительной, загородной императорской резиденции Екатерины Великой «Царицыно».Первым в зале археологии гостей встречает «архитектор», он задает тон всему действию, рассказывает, какие работы выполнены во дворце по его восстановлению, приглашает осмотреть залы.В парадном Екатерининском зале учителей ждал еще один сюрприз. Пока экскурсовод рассказывал гостям об убранстве зала, из дверей, ведущих в соседнее помещение, появилась «придворная дама Ея императорского Величества». Она медленно подошла к статуе императрицы Екатерины Великой, склонилась перед ней в реверансе, поднялась и «вдруг» заметила наших гостей.Экскурсовод отвечает даме поклоном, приглашает гостей последовать его примеру и, после того как она удаляется, продолжает свой рассказ.…И вот гости поднимаются по мраморной лестнице на второй этаж и оказываются в парадном Таврическом зале. Экскурсовод оживленно рассказывает им о его убранстве, материалах, использованных при отделке, расписных плафонах на потолках и их сюжетах. В это время из боковой двери в зал входит «статс-дама».Она подходит к группе, прислушиваясь к рассказу экскурсовода. Он замечает ее, приветствует. Дама отвечает на поклон и вступает с ним в диалог. Сообщив экскурсоводу о том, что она не услышала в его рассказе сведений об одной из картин, висящих в зале, подводит гостей к ней и кратко рассказывает ее сюжет.В сопровождении экскурсовода гости вновь проходят на парадную лестницу. Поднимаясь по ступенькам, слышат звуки прекрасной классической музыки. Это играет камерный ансамбль. Гости входят в зал и видят, как под аккомпанемент ансамбля в центре зала танцуют менуэт «дама и кавалер». Закончив танец, они приветствуют гостей и приглашают принять участие в «малом эрмитажном собрании»: знакомят с правилами проведения подобных празднеств в конце XVIII столетия, «языком» бала, без знания которого можно совершить много нелепостей, «языком» веера, мушек, цветов, играют с ними в различные забавные игры.Наступает момент, к которому так долго готовились наши гости, – момент, когда каждый участник программы может почувствовать себя «придворной дамой» или «кавалером».Когда они, постепенно « погружаясь» в атмосферу придворной жизни XVIII столетия, уже во всем блеске и красоте могут продемонстрировать присутствующим изящные манеры, склоняясь в учтивом поклоне перед своими избранниками, артистизм, играя в «живые картины», ловкость и терпение при игре в жмурки и в шкатулочку, галантность в танце. Действие, сопровождаемое музыкой композиторов XVIII столетия, так захватывает присутствующих, что они совершенно не замечают времени, но оно неумолимо движется, и праздник подходит к концу, и мы снова возвращаемся из века XVIII в век XXI…Согласитесь: такая форма повышения квалификации вряд ли может не понравиться! Видимо, именно поэтому в нынешнем году проект «Учительская гостиная» вышел за пределы Южного округа: заявки на участие в нем подали учителя нескольких округов столицы.

Google newsYandex newsYandex dzen