Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Умер Евгений Крылатов, современный классик и великий «песенник» страны

Развлечения
Председатель правления киностудии отметила, что творческое наследие, оставленное композитором — феноменально
Председатель правления киностудии отметила, что творческое наследие, оставленное композитором — феноменально / Фото: Сергей Мальгавко/РИА Новости
Когда в СССР вышел фильм «Приключения Электроника», все дети поголовно влюбились в братьев Сыроежкиных, а взрослое сообщество — в песни из этого фильма.

Дети их тоже любили, но взрослые — даже больше. Они были такими простыми, так легко запоминались, но несли в себе такую смысловую и чисто музыкальную глубину, что не оценить этого было просто невозможно. Поразительно, но эти созданные современным композитором музыкальные произведения были крайне мало похожи на советские песни-марши. В них не было и идеологии. Только тонкий юмор — кое-где, как в «Шпаги звон…», мудрость и ненавязчивая философичность. А главное — там было так много души…

И вот, едва появляясь на экране, эти песни быстро переходили в категорию «старых знакомых». И их распевали везде и всюду. А потом имя композитора как-то уходило в сторону, и песни становились почти «народными». Такова на самом деле судьба действительно великолепных произведений — терять автора, ведь куда ни посмотри — там везде он, он, он. Удивительный, уникальный, оригинальный, но и очень узнаваемый при этом: входя «по жизни» в когорту советских композиторов, он всегда отличался музыкальной аполитичностью и писал как-то не по-советски. Если бы Крылатов жил на Западе, его песни, без сомнения, становились бы мировыми хитами. В СССР же все было куда скромнее. Но его тут безумно любили.

Евгения Павловича Крылатова не стало 8 мая.  Кажется, в мире стало как-то темнее. С его уходом в безвозвратное прошлое ушла часть детства и юности, появился привкус металла во рту — так всегда бывает от невозможности что-то изменить. «Далеко», ожидающее всех, будь для него прекрасным и не будь жестоким…

***

… Семья Крылатовых переехала из города Лысьва в Мотовилиху, когда Жене было два года. Пригород Перми жил бедно, трудно, мрачно, родители работали на заводе, семья если и не голодала, но концы с концами сводила с трудом. А Женя рос немного непохожим на всех. Тогда, правда, дети любили учиться, но ходить в музыкальную школу и учить гаммы… Нет, это было точно не для всех. Женя же делал это с легкостью и удовольствием, от природы чувствуя, как сделать звук глубоким, заставить инструмент не говорить, а именно петь. Так что его поступлению в музыкальное училище Перми никто из родных уже не удивился. А вот когда Женька засобирался в Москву, в консерваторию, тут, конечно, сомнений было много: ну куда, как, зачем? А если не срастется?!

А оно «срослось»… И он поступил в консерваторию в знаковый для страны 1953 год. И учился сразу на двух факультетах у знаменитых преподавателей: у профессора М. Чулаки — сочинительству (класс сочинения), у В. Натансона — игре на фортепиано, мастерству исполнителя.

Профессор Чулаки был своим студентом Крылатовым потрясен. Большеглазый, внимательный Женя явно был самородком. Приехал неизвестно откуда, пермяк — соленые уши, из глухой провинции в столицу, живет, как и где придется, ни крыши над головой, ни плеча родного, ни помощи ни от кого. А как сядет за инструмент — музыка льется, льется из-под пальцев, будто ручей бежит... Рядом были не менее талантливые студенты, включая Шнитке, но Крылатов не только не терялся на их фоне, а сразу занял какую-то свою, особую нишу. И когда дело шло к диплому, он поразил всех современным классицизмом — в том числе потрясающим фортепианным концертом «Памирское каприччио», а вторую его дипломную работу — балет «Цветик-семицветик» — вскоре поставил на своей сцене Большой театр… 

***

После консерватории Крылатов погрузился в сочинительство и активно работал на драматический театр. Он пишет музыку к спектаклям из «золотого фонда» театрального репертуара: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», «Ромео и Джульетта». Его фамилия начинает звучать по радио.

И в музыке Крылатова было нечто особое. Его музыка была удивительно… кинематографична. Да-да, именно так! Ведь если закрыть глаза и начать напевать любую из написанных им удивительных песен и музыкальных тем для кино, станет понятно — на нее можно наложить абсолютно любой видеоряд. Ну, вспомните «Колыбельную Медведицы». Забудьте про мультфильм, вспомните только музыкальную тему. И вы тут же поймете, что под эту музыку могла бы танцевать и Наташа Ростова, и нестись вслед за мужем декабристка, и танцевать стрекоза утром над водой… Музыка Крылатова была универсальна в этом смысле и невероятна по своей глубине. Поэтому он и был такой один…

Постепенно имя Крылатова почти полностью «переместилось» в кинематограф. «Умка» и «Дед Мороз и лето», «О любви»… Много десятилетий Евгений Крылатов был в нашем кино — никого не желаем обидеть — композитором номер один. И очень часто его песни, как и бывает с хорошими произведениями, «теряли автора». Правда, только так произведения и уходят в вечность… «И это все о нем», «С любимыми не расставайтесь», «Гостья из будущего» и упомянутый «Электроник», «Дети понедельника», «Простоквашино»… Это все он, Крылатов, такой разный. Это та музыка, которую мы знаем наизусть.

Кстати, из всех своих произведений Крылатов всегда на особую «полку» ставил музыку, написанную им для советско-болгарской картины «Русалочка» — кстати, совершенно потрясающего фильма, несправедливо редко показываемого по ТВ. И если послушать ее сегодня, просто невозможно представить, что писал ее все тот же автор «Крылатых качелей» или «Умки». Таким разным он умел быть...

После «Шпаги звон…», которую исполнил Андрей Миронов с таким невероятным юмором, стало ясно, что классический композитор Крылатов на самом деле обладает тончайшей ироничностью и готов делиться ей со всеми. Но главное — он делился своей фантастической лиричностью. «Лесной олень» и «Ольховая сережка», «Крылатые качели», «Три белых коня», «Прекрасное далеко» — они появлялись и тут же становились частью нашей жизни, разбирались на музыкальные цитаты, пелись в компаниях и «под нос». С Крылатовым любили работать Евтушенко и Ахмадулина, Рождественский, Дербенев и Шаферан, Резник и Пляцковский, Юрий Энтин… Прекрасным было их совместное творчество с Александром Зацепиным — картина «Мы здесь живем» стала первой для Крылатова. И потом в его жизни практически не случалось года, когда он не написал бы музыки не к одному, а к нескольким фильмам. Он невероятно много работал. И даже в прошлом году писал к фильму «Братство Маргариты»…

Евгений Павлович был женат на сестре композитора Караманова, с которым учился вместе в консерватории — Севиль Карамановой. Севиль Сабитовны не стало в 2014 году. Они вырастили и воспитали сына и дочь, справедливо гордясь ими: Павел Евгеньевич стал сценаристом, Мария Евгеньевна — музыковедом — посвятила себя исследованию христианства. Ну а к справедливо получаемым наградам Евгений Крылатов всегда относился спокойно — он был скромен, хотя и знал себе цену.

Впрочем, одну награду он подсознательно, конечно, ценил. Его творчество любили в нашей стране невероятно. Оно ассоциировалось у многих с самыми главными, самыми важными моментами жизни, с детством и молодостью.

Светлая вам память, Евгений Павлович. И спасибо за все…

Читайте также: 10 самых известных песен Евгения Крылатова 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.