Интернет догоняет магазины

Интернет догоняет магазины

Общество

Как бы лет через десять многие из нас не переселились жить в этот самый Интернет. Ерунда? А вы знаете, что 15 лет назад число пользователей не превышало на планете 16 миллионов человек? А нынче в этой армии уже 1,5 миллиарда рекрутов. В 1999 году обороты мировой интернет-торговли составляли 95 миллиардов долларов.Десять лет спустя только в сейфах американских магазинов, разместившихся в Паутине, местные покупатели оставили свыше 200 миллиардов «зеленых». XXI век, понимаешь…[b]Со страшной силой[/b]В России каких-нибудь восемь лет назад в Интернет хоть раз в месяц заглядывали менее 4 миллионов человек, нынче среди адептов электронной вселенной – более 40 миллионов россиян.Причем в Москве постоянно пользуются Паутиной 62 процента жителей столицы старше 19 лет. Но это еще цветочки: среди горожан в возрасте от 14 до 30 лет таковых… до 92 процентов! В настоящее время в Рунете (российском интернет-пространстве), как выражалась советская пресса, гостеприимно распахнули электронные двери до 1300 интернет-магазинов. В прошлом году, когда обороты розничной торговли в России упали на рекордные 5,5 процента, интернет-коммерция сделала очередной кульбит. Обороты паутинного ретейла достигли в 2009 году почти 150 миллиардов рублей и выросли практически на 40 процентов! Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. В прошлом году европейцы совершили покупок в интернетном зазеркалье почти на 144 миллиарда евро (что составляет 4,7 процента от общего объема розничных продаж европейского сообщества). Причем 70 процентов этой суммы оставили в кошельках электронных торговцев англичане, немцы и французы. К примеру, немцы в 2009 году приобрели в электронных бутиках товаров на 33 миллиарда евро. В России пока такими успехами электронщики похвастаться не могут: доля виртуального ретейла в нашей стране достигает от силы 1 процента от уровня оборотов розничной торговли в целом.[b]А пощупать, а в глаза посмотреть?[/b]Вы можете себе представить, что место нынешних супермаркетов и разных прочих гастрономов займут «лавки-невидимки», то бишь магазины на экране? Некоторые отчаянные шопоголики саму эту идею сочтут за кощунство.Как, довериться картинкам и фоткам, размещенным на сайтах, вместо того чтобы отправиться в бутик, всласть поохотиться на модный прикид, поглядеть в светлые очи продавца: а не жулит ли? Понюхать помидорчики, внимательно перечитать выходные данные на пачке творога: не засунули часом в продукт растительные жиры?Вот и Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (объединяющей 32 крупнейшие российские розничные торговые сети), отвечая на вопрос «Вечерки», заметил:– Конечно, мы обратили внимание на бурное развитие интернет-торговли. Более того, многие сети достаточно активно развивают собственные интернет-подразделения.Причем сегодня это уже не только сети, специализирующиеся на продаже электронной и компьютерной техники, но также некоторые продуктовые ретейлеры. Мы полагаем, что интернет-торговля, безусловно, имеет большой потенциал развития, это перспективное направление деятельности, причем практически для всех компаний, входящих в нашу ассоциацию.Однако считаю, что говорить о массовой замене традиционных магазинов электронными по крайней мере преждевременно. В Интернете люди покупают прежде всего книги, компакт-диски, бытовую и компьютерную технику, даже продукты питания – конечно, не длительного срока хранения. Но согласитесь, когда мы приобретаем фрукты и овощи, мясо и рыбу, хлеб и творог, масло и зелень, данный формат торговли не совсем подходит. Интернет-коммерция – очень серьезный сегмент ретейла, но, думается, даже через 15–20 лет заменить привычные нам магазины она не сможет. Является ли электронный ретейл конкурентом для розничных торговых сетей? Такая формулировка, на мой взгляд, не совсем корректна.Интернет-формат – еще одна сфера бизнеса существующих торговых розничных сетей.Ну что ж, действительно, обратите внимание на то, что львиная доля оборота современных интернет-магазинов приходится всего на несколько крупнейших электронных гипермаркетов. Более того, 99 процентов виртуальных лавочек имеет годовой оборот, не превышающий пять миллионов рублей. Фактически интернет-ретейл нынче – вотчина малого бизнеса.Безграничное поле деятельности на данный момент – для потенциальных коммерсантов, прежде всего молодых, без компьютерной жизни себя не мыслящих. Потому что организовать небольшой электронный магазинчик в наше время можно даже за 25–90 тысяч рублей. Потратиться придется прежде всего на создание хорошего, привлекающего внимание сайта, а также на рекламу. Помимо этой суммы, конечно, нужно найти средства на закупку энного количества товара.Вот эти небольшие, узкоспециализированные магазинчики и наводняют электронное пространство. В этих условиях «щадящей» конкуренции свыше 80 процентов доходов электронной коммерции – улов крупных виртуальных ретейлеров. А среди них уже сейчас обращают на себя внимание и сайты мощных торговых сетей – продавцов электроники и бытовой техники. Нет нужды объяснять, почему столь популярными становятся «магазины из компьютера». Потому что там все дешевле – в среднем на 12–20 процентов. Вам все равно, купите вы, к примеру, телевизор в магазине за 30 тысяч целковых или в Интернете точно такой же за 25? То-то и оно. Как виртуальщики достигают таких результатов? А накладные расходы минимальные. Арендовать и содержать торговое помещение и персонал не нужно. Нет необходимости даже подсчитывать убытки от выкрутасов вороватых покупателей. Кстати, убытки эти отнюдь не мелочь. Даже в рафинированной Европе ретейлеры теряют вследствие краж от 1,5 до 5 процентов от суммы оборота. Вестимо, в российских магазинах воруют еще больше – причем не только покупатели. Пятая часть всех краж на счету самих сотрудников маркетов.Вот отсюда и складывается заметно более низкая цена на товары в электронных лавочках. Удобно, быстро – сколько времени можно сэкономить, лишняя копеечка в семейном бюджете останется. Но! До электронной эйфории пока далеко. По некоторым оценкам, даже сейчас жертвами различных неурядиц, связанных с приобретением товаров в интернет-магазинах, ежегодно становятся до 100 тысяч человек. Никто пока фирмы-однодневки из нашего обихода не выкурил.Зашли на сайт, сделали заказ, а назавтра эта тихая электронная гавань уже оказывается недоступной.Мелкие жулики урвали денежки с сотни клиентов и смылись, довольствуясь небольшим кушем. Или вам привезли совсем не то, что вы заказывали. Всучили поломанную вещь, а менять не хотят.Главное же, как говорил герой известного советского киносериала: «А я сумлеваюсь». Ну как купить вещь, не пощупав ее собственными пальчиками, не осмотрев со всех сторон? Как поверить ласковому голосу в телефонной трубке? Голос, что называется, в кошелек не засунешь.Впрочем, и видеотелефоны уже скоро станут привычными в обиходе. Через несколько лет мы как должное будем воспринимать кинофильмы в формате 3D с эффектом присутствия. На подходе формат 4D, когда, сидя в кресле, ты ощущаешь дуновение ветра, аромат земляники, прохладу струящегося ручья.Интернет – товарищ обучаемый, глядь – и появятся в перспективе компьютеры с эффектом присутствия. Ох и загуляем тогда в Интернете, побалуемся электронным шопингом. Уйдем и не вернемся.

Google newsYandex newsYandex dzen