Город

Алексей Фурсин: Бизнес готов сотрудничать со столицей

У начинающих предпринимателей, как правило, больше вопросов, чем ответов, отметил Алексей Фурсин
Фото: Павел Волков, «Вечерняя Москва»
27 мая стартует Московский предпринимательский форум. На площадке «ВТБ Арены» событие соберет тех, кто знает все о бизнесе, и тех, кто хочет знать о развитии предпринимательства. Глава столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития Алексей Фурсин уверен: «Часто вовремя полученный совет или взгляд со стороны может уберечь от необратимых ошибок или, наоборот, дать толчок для развития». Сегодня с ним — актуальное интервью «ВМ».

С руководителем столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития Алексеем Фурсиным «ВМ» встретилась накануне одного из самых главных событий весны — Московской недели предпринимательства — и расспросила о поддержке бизнеса на разных этапах.

Отдать на откуп бизнесу

— Алексей Анатольевич, столица проводит Московскую неделю предпринимательства — событие для десятков тысяч начинающих и давно работающих бизнесменов. Чего ожидать от запланированных мероприятий и как их выбрать? Программа очень насыщенная...

— Событие действительно крупное, его результаты узнаем только в пятницу. Но уже сейчас мы видим позитивный отклик от предпринимателей, которых только на первый день форума зарегистрировалось более 60 тысяч человек. Мероприятий много: есть общие сессии, есть дискуссии для целевых групп, которым интересны, например, мода, франчайзинг, развитие технологических стартапов или другое направление. Уверен, что каждый выберет что-то свое, откроет какие-то новые возможности для ведения своего дела. Составленная программа Московской недели предпринимательства к этому располагает.

— В целом как меняются отношения между городом и бизнесом? Проведение таких форумов укрепляет сотрудничество или поднимает новые острые вопросы?

— Приведу пример. Недавно в Центральном деловом пространстве проходил экспертный совет по премии «Прорыв года». Это премия для предпринимателей, которую мы впервые вручим на днях. Я слышал много слов благодарности, и только один бизнесмен удивился тому, как много видов деятельности представлено в Москве. Он так и заявил после презентаций номинантов: «Живешь в городе, а не знаешь, сколько удивительного рядом». Мы видим, что предприниматели готовы вести диалог с городом, участвовать в различных мероприятиях, поднимать проблемы в ходе заседаний. Например, звучат вопросы о взаимодействии с надзорными органами, об изменении отношения к проходящим проверкам.

— Настроения бизнес-сообщества быстро меняются? Как это происходит, на ваш взгляд?

— Это происходит медленно, но верно. Даже два года назад на общих собраниях предпринимателей и представителей надзорных органов первые молчали. Даже когда их напрямую спрашивали о наболевших вопросах. Теперь они выкладывают все, активно обсуждают различные темы, сам бизнес помогает нам формировать информационную повестку. В том числе таких событий, как Московская неделя предпринимательства.

— То есть это не предложенная городом тематика? Бизнес тоже участвует в структурировании события?

— Основные мероприятия определяет город, повестку формировали сами предприниматели исходя из своего опыта и потребности услышать ответы на волнующие их вопросы. Даже формат подачи информации мы предложили определить им самим. В результате мы получили разнообразие во всем: начиная от манеры подачи тем, заканчивая самими предметами дискуссий. Такого не было на предыдущих мероприятиях. Менторская гостиная, ток-шоу — новые направления на Московской неделе предпринимательства.

— А насколько все это востребовано? Иногда складывается ощущение, что рынок пресыщен уже чужими наставлениями, выступлениями коучей, их попытками провести зарядку для аудитории и прочими активностями...

— Даже если придет коуч и предложит сделать зарядку, ничего плохого в этом нет. Бизнес будет здоровее. На Московской неделе предпринимательства таких форм проведения сессий нет, хотя еще в прошлом году мы обсуждали — нужны ли перерывы и моменты разрядки для слушателей после лекций или выступлений. Здесь уже возникает вопрос активности самих предпринимателей — готовы ли они слушать, впитывать информацию, а потом участвовать в интерактиве события. Любая аудитория делится на тех, кто сидит в первых рядах и активен, и тех, кто отмалчивается на галерке. Нам важно вовлекать всю публику, качественно доносить их информацию.

Опыт наставников

— На ваш взгляд, не много ли похожих форматов для бизнеса, не перегружают ли его информацией?

— Городских и частных мероприятий проходит достаточно много. Наверное, для этого наступил подходящий момент. Мероприятия не проводились бы, если залы оказывались бы пустыми. Значит, пришло время для того, чтобы заниматься образованием для предпринимателей, создавать под лекции площадки. Все это делается в том числе и для того, чтобы предприниматели могли знакомиться друг с другом, открывать новые возможности в выбранном сегменте. Многие интересуются: а как у других, почему сосед достиг успеха, что для этого сделал?

— То есть это вопрос обмена опытом?

— В том числе. Например, на Московской неделе предпринимательства заработает менторская гостиная. У начинающих предпринимателей, как правило, больше вопросов, чем ответов.

Популярные книги, статьи на профильных ресурсах, вебинары и образовательные курсы формируют фундамент, на котором можно строить свое дело, однако в каждом конкретном случае приходится принимать определенные решения, которые не прописаны в учебной литературе. Иногда достаточно увидеть себя со стороны, чтобы понять алгоритм действий в той или иной ситуации. Мы запускаем менторскую гостиную — уникальную площадку, которая будет работать в рамках форума в формате коротких коуч-сессий. Опытные наставники помогут посетителям с диагностикой проблем, постановкой задач и поиском путей достижения поставленных целей. В роли менторов выступят ведущие эксперты, за плечами которых серьезный практический опыт и успешные бизнес-кейсы.

— Менторская гостиная будет постоянной на Московской неделе предпринимательства?

— Посмотрим эффект от ее организации. Повестку форума всегда меняем в зависимости от потребностей бизнес-сообщества.

Интерактив для бизнеса

— А есть уже какая-то перспектива по внедрению новых форматов на таких событиях?

— Многие хотят видеть все события уже «в цифре». Предпринимателю, который увлечен своим делом, бывает некогда отвлекаться даже на большие образовательные события. А, к примеру, пока он едет в машине, может послушать трансляцию нужного ему выступления.

— А интерактив будет предусматриваться?

— Да, мы понимаем, что такие трансляции не должны походить на телевизионное ток-шоу или концерт, в которых зритель не может поучаствовать. Мы хотим вовлекать зал, даже если это будет дистанционно. Первые такие шаги мы делали, внедряя систему голосования на экранах. Так определяется степень вовлеченности участников любого крупного события. Обратная связь всегда важна.

Подвижная аудитория

— Алексей Анатольевич, а кому в целом интересны такие события: крупному, среднему или малому бизнесу? Или на Московской неделе предпринимательства вы ждете больше всего новичков своего дела?

— Крупный бизнес обычно делится своим опытом, рассказывает о своих успехах или, наоборот, неудачах. Больше всего на наших форумах представителей малого и микробизнеса, индивидуальных предпринимателей и новичков, желающих прокачать свои знания и навыки. Частично представлен средний бизнес, есть и отдельные сессии для инновационных стартапов. Если говорить о возрасте аудитории, то это люди от 25 до 40 лет. Они готовы к потреблению информации и ее применению на практике.

— А кто составляет аудиторию сессий про франчайзинг?

— Здесь совсем разная публика. Могут прийти люди, которые только рассматривают для себя возможность заняться предпринимательством, подбирают форму создания бизнеса. И организованная в рамках Московской недели предпринимательства выставка поможет им сориентироваться в этом вопросе. Узнать можно будет о рисках, вложениях, об ответственности сторон при оформлении франшизы. На такой ярмарке будут как региональные, так и столичные бренды.

— Алексей Анатольевич, скажите, иностранцы будут представлены?

— Будут и они. Китайские и французские ассоциации расскажут о своем опыте продажи франшиз, обменяются с нашими представителями мнениями о нынешних трендах рынков. Для нас важно участие в мероприятии тех, кто только задумывается о покупке франшизы.

— То есть предварительные договоры могут быть заключены в рамках самого форума?

— Почему бы и нет. Если бизнес-модель понятна, ясны затраты, а ты с готовностью идешь на новое дело, хочешь его быстро открыть, то и документы можно подписывать.

— Так просто?

— Главное — понимать, где будет применена бизнес-модель. Это, к примеру, кафе или лаборатория для сбора анализов — перед предпринимателем всегда встает вопрос, где их разместить: в центре или спальном районе.

— То есть это вопрос выбора городской локации?

— Да, ведь от этого зависит корректировка бизнес-модели, просчет затрат на аренду помещения, подбор персонала и его зарплату и прочие. Проект в зависимости от расположения будет по-разному работать.

Цифровая платформа для объединения

— Алексей Анатольевич, на каком этапе находится создание инновационного кластера, который объединит бизнес, институты и органы власти?

— В апреле было принято решение о создании фонда, и в настоящее время мы прошли все процедуры по его регистрации. Сейчас формируем повестку для проведения наблюдательного совета. В него войдет яркое представительское сообщество, в состав которого войдут федеральные министры, руководители госкорпораций, руководители ведущих научных организаций. Кроме того, принимаются внутренние документы для создания единой платформы для участников инновационного кластера.

— И это режим постоянного диалога между всеми участниками кластера?

— Да, работа ведется постоянно. Наша цель — создать горизонтальные связи между представленными в инновационном кластере отраслями, заниматься разработкой новых высокотехнологичных продуктов. Для этого мы привлекаем к работе государственные корпорации, научные центры, академии.

— А малый и средний бизнес в этих процессах может участвовать?

— Для малых и средних предпринимателей тоже отведена своя роль, есть своя ниша. У нас нет никаких барьеров, они также могут быть участниками инновационного кластера.

— Для них будут отдельные сервисы?

— Да, конечно. Это востребованные малым и средним бизнесом сервисы по «упаковке» профиля, поиску нужных партнеров, информации о заказчике на товары и услуги и другое.

— То есть мероприятий по созданию инновационного кластера еще много?

— Да, и они будут постоянно проходить и дальше формироваться в зависимости от поставленных задач.

СПРАВКА

Алексей Анатольевич Фурсин родился 1 декабря 1974 года. В 1997 году окончил Государственный университет по землеустройству в Москве. С 1997 по 2001 год проходил обучение в Российской академии государственной службы при президенте РФ.

В 2008 году перешел на должность руководителя Департамента земельных ресурсов и объектов недвижимости. До октября 2015 года занимал должность первого заместителя генерального директора Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС).

В сентябре 2016 года назначен первым заместителем руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. В феврале 2017 года Алексей Фурсин назначен руководителем Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. 21 сентября 2018 года назначен руководителем Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы.

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER