Главное
Истории
Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Алексей Бородин знает, как во время кризиса выпустить семнадцать премьер

Развлечения

Российский молодежный в этом сезоне оставил позади себя практически все московские театры по количеству премьер. Программа «Молодые режиссеры – детям» в исполнении выпускников-«женовачей» оправдала самые смелые ожидания. Афиша театра пополнилась громкими именами Кшиштофа Занусси и Миндаугаса Карбаускиса. Художественный руководитель театра и вдохновитель всего этого процесса Алексей Бородин готовит теперь к выпуску свою премьеру «Чеховгала» в рамках Чеховского фестиваля.[i]Пусть я буду жадный, только не скупой[/i]– Подходит к концу беспрецедентный сезон: во время финансового кризиса РАМТ выпустил семнадцать премьер. Жить в таком ритме – правильно?– У нас не было задачи непременно выпустить столько премьер. Просто к концу прошлого сезона накопилось столько идей и их конкретных разработок, что все совпало. Программа «Молодые режиссеры – детям» была задумана гораздо раньше, когда студенты-«женовачи» еще показывали свои заявки. С Кшиштофом Занусси у меня был давний договор – а именно сейчас у него появилось время. «Алые паруса» репетировались очень долго, и подошло время выпуска.Несколько сезонов копилась какая-то дополнительная энергия, которая потребовала выхода. И мы с директором (что в нынешние времена очень важно) решили все это осуществить, испытав бешеный азарт. А если его испытываешь и способен заражать других, выясняется, что и деньги как-то находятся и в Минкульте, и в СТД, где существует грант для детских театров, и так далее. Конечно, некоторая жадность в таком подходе присутствовала, но, как говорится в самых моих любимых строчках Окуджавы, «пусть я буду жадный, только не скупой». Для меня это по жизни супердевиз.А у нас впереди еще три премьеры – мой Чехов и два спектакля на малой сцене, которые не дойдут до премьеры, но до выпуска дойти обязаны. Рустэм Фесак ставит «Сентиментальные повести» Зощенко, о существовании которых я даже не знал, – это изумительная литература.Вторую – канадскую пьесу «Соглядатай» – выпускает Антон Яковлев.– А как вам удалось заполучить самого капризного гения русской сцены Миндаугаса Карбаускиса?– Естественно, я его знал как режиссера и очень ценил. Однажды он пришел на «Берег утопии», который ему понравился, и он зашел ко мне это сказать. Тут я в него и вцепился. Затем последовал долгий период нашего общения (очень для меня полезный), мы планировали какой-нибудь его спектакль на следующий сезон. Но однажды он пришел, и я увидел, что с ним что-то произошло.Оказывается, он обнаружил повесть Мераса «Вечный шах» и находился под таким впечатлением, что готов был сразу начать. Через несколько недель они уже репетировали. Мы со своей стороны создавали ему все условия, а разговоры про то, какой у него характер, я не слушаю.[i]Не надо ставить для недоумков[/i]– А есть ли какие-то секреты, как подготовить актера к детскому театру, куда часто классами приходят?– Классы – это ужасно! Но мы эту проблему за несколько лет решили. А что касается детских спектаклей, то секрет прост: надо находить интересное решение, которое увлекает артистов. Я считаю, что правильно было позвать совсем молодых режиссеров-«женовачей», потому что они свободны от всяких наслоений и наростов. К тому же они выбрали замечательный материал, что ни автор – целый мир.Они не ставили специфически детские спектакли с расчетом на каких-то недоумков. Мы же не относимся так к своим детям. Они делали не детский театр, а игровой, что крайне важно для актерской природы. Взрослые получают там ровно те же эмоции. А если дети начинают подключаться, это же здорово! Актеры готовы включить и их, и вообще целый свет в свою игру. Но это процесс совершенно не умственный, а эмоциональный. На одном из первых представлений «Кота» («Кот, который гуляет сам по себе») чуть ли не все дети поползли на сцену, но актеры их как-то очень ловко включили в действие. Только это было не пошлое заигрывание с детьми, а стихия импровизации.– Можно ли просчитать, что поймет ребенок, а что нет? Меня всегда умиляли возрастные рекомендации – этот спектакль можно смотреть с трех до девяти лет, а тот с пяти до двенадцати...– Точно! Это, конечно, тонкий ворос. У меня два младших внука – пяти и восьми лет – посмотрели «Кота» и «Почти взаправду». Младший был в большем восторге от «Кота», а старший – от «Почти взаправду». Не то чтобы маленький не понял, просто у них срабатывает какая-то оградительная система, и не все смыслы считываются.А вообще мы часто зрителя недооцениваем – и взрослого, и ребенка. Как-то я читал своей пятилетней дочке «Алису в Стране чудес». И она смеялась в голос. Я-то думал: тонкий английский юмор, абсурд, а для нее это была абсолютно живая игра.[i]Как важно не быть серьезным[/i]– Вы сейчас тоже в юморе и абсурде – на подходе «Чехов-гала» по одноактным пьесам Антона нашего Павловича.– Да, весь в процессе, скроки поджимают – никогда не делал что-то для фестивалей.Безусловно, Чехов – предтеча абсурда: внутренняя жизнь людей не соответствует тому, что они говорят, а их слова не соответствуют поступкам.Эти маленькие пьесы оказались очень трудным материалом, если подходить к ним с позиций сегодняшнего дня, чтобы это получились не какие-то далекие от нас персонажи. В конце концов, они так похожи на нас: все горят желанием что-то сделать, а получается нечто прямо противоположное. Только вот не надо к этому относиться с присущей нам густопсовой серьезностью. И Чехов, который больше всех боится прямолинейности, смеялся над этой серьезностью.Эти одноактовки часто рассматриваются как бытовые зарисовки.– А вы хотите их реабилитировать?– Ну да, хотя результат у этой цели тоже может получиться не тот. Мне хотелось показать абсурдность нашей жизни и ее... параллельность. Поэтому действие разных пьес будет идти одновременно: там предложение делают, сям долги хотят получить. А то все делают вид, что у нас есть некая центростремительная сила. А ее нет. Центробежная есть – все параллельно, ничто ни с чем не соприкасается, но все полны энтузиазма. Броуновское движение. Дурдом, где кипит жизнь. Если бы получилось – хорошим бы вышел «наш ответ Чемберлену».– Как вы думаете, Чехов будет так же востребован после этого юбилейного изобилия или ему дадут отдохнуть?– Я совершенно не предполагал, что мы попадем в юбилейную программу, и, честно говоря, вообще забыл про 150-летие. Не думаю, что Туминас своего замечательного «Дядю Ваню» для юбилея ставил – он его всю жизнь ставил.Ставить к юбилеям вообще довольно странно, хотя иногда они подстегивают. А дальше все будет зависеть от того, какое время настанет.– Ваш знаменитый автор Том Стоппард захотел, говорят, проехать через всю Россию – получше изучить то, о чем написал свою трилогию «Берег утопии». Вы с ним после этого общались?– Лично нет, только переписывались. Но я его на поезд провожал. Он решил таким образом доехать до Токио, где тоже поставили «Берег утопии» и наградили его орденом (у нас, естественно, до этого не додумались, хотя трилогия про Россию): от Москвы до Владивостока поездом, а оттуда на самолете. Очень удивлялся, почему, дескать, в Англии на такое решение реагировали: «О, как интересно», а в России – «Вы что, с ума сошли?» При этом он выбрал не туристический поезд, а самый обычный. Провожаю его на поезд Москва–Владивосток, а там нас встречают проводницы необъятных размеров. Я им объясняю, дескать, едет знаменитый писатель, языка не знает, помогите ему. А заведующая вагономрестораном как хлопнет его по плечу, чтоб, дескать, не робел. Вот так и уехал.В следующем сезоне планируем поставить его новую пьесу «Рок-н-ролл», посвященную пражским событиям. Действие продолжается двадцать лет, все происходит в Праге и Кембридже – очень интересно! Она по всему миру уже прошла, а к нам, как всегда, пришла с опозданием.[b]Справка «ВМ»[i]Алексей Владимирович БОРОДИН[/b] — российский театральный режиссер, педагог, народный артист РСФСР (1987), лауреат Госпремии России, лауреат Премии Москвы, лауреат Международной премии К. С. Станиславского.С 1980 года является главным режиссером, а с 1992 года – художественным руководителем Российского академического молодежного театра.[/i]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.