«Мы всегда были пришиблены своей ширью»
[b]Москва задыхается, развиваясь в границах кольцевой автодороги.[/b] В самом деле площадь громадного столичного мегаполиса составляет лишь три четверти от площади северной столицы. И это при том, что численность населения нашего города более чем вдвое превышает количество жителей Санкт-Петербурга. Таким образом, земля становится ценнейшим городским ресурсом. И использовать его нужно с особой эффективностью.Так, скажем, московские промышленные зоны располагаются на территории свыше 17 тысяч гектаров, сообщил на пресс-конференции, проходившей в информационном центре правительства Москвы руководитель Департамента земельных ресурсов города Виктор Дамурчиев. Сейчас представители Москомархитектуры тщательно исследуют, насколько рационально заводы и фабрики используют свои земельные участки. А территории это немалые.– Знаете, Николай Бердяев писал: «Мы всегда были пришиблены своей ширью, – процитировал Виктор Назарович великого русского философа. – Я всегда вспоминаю эти слова, когда говорят о трагической нехватке земли в столице. Посмотрите, в центре города на площади в 16 га располагается Завод имени Владимира Ильича. Значительную часть этой территории занимают сторонние арендаторы, не имеющие никакого отношения к промышленному производству. Завод «Красный пролетарий» находится на такой же по величине площади. Я мог бы привести множество подобных примеров. Так вот, большое количество производственных предприятий могло бы ужаться без ущерба для своей деятельности. Это позволило бы высвободить до 20–30 процентов их территорий.Помимо этого, по словам В. Дамурчиева, необходимо проанализировать эффективность использования плоскостных сооружений в столице. Нужно продолжать переговоры о совместной эксплуатации территорий, находящихся в федеральном подчинении. Действительно, некоторые городские долгострои, скорее похожие на руины, находятся именно на этих площадях. Наконец, стоит подумать о более рациональной эксплуатации земель так называемого сельскохозяйственного использования.Выращивать морковку в 50 метрах от шоссе, по которому проносится несколько тысяч машин в час? Помилуйте, нельзя же так наплевательски относиться к собственному здоровью. В конечном счете, по оптимистическим прогнозам, все эти мероприятия позволят городу дополнительно высвободить 9–11 тысяч гектаров.Кстати, коль скоро мы вспомнили самую больную для города – транспортную – проблему. Практически доработан проект постановления столичного правительства «Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве». Так, например, город изъял из оборота и зарезервировал земельные участки под улично-дорожной сетью столицы. А если бы этого не было сделано своевременно? Не ожидал бы город в ближайшее время транспортный коллапс? Ведь новые дороги просто негде было бы строить.Вот почему так важно при бесспорном праве собственности на землю соизмерять свои – частные – выгоды с общественными нуждами. Поскольку мы живем в одном из крупнейших городов мира и обязаны строго выстраивать правила комфортного совместного проживания миллионов людей.