Римская «Тоска» обоснуется в Кремле
[b]В сентябре в Кремлевском дворце ожидается нешуточное событие: здесь пройдет гастроль римского Teatro dell’Opera, главного конкурента миланского Ла Скала. В Москву привезут едва ли не самую роскошную постановку Театро Делль Опера – «Тоску» Джакомо Пуччини.[/b]Два года назад в Риме отмечали столетие этой оперы, а в России ее премьера состоялась в 1902 году, ровно сто лет назад. В «Тоске» когда-то пели Мария Каллас, Инес Салазар, Лучано Паваротти… «Тоска» — едва ли не единственная опера из разряда безусловных шедевров, в которой просто «хорошо петь» недостаточно.Из Тоски, по признаниям многих звезд, исполнявших главную партию, нужно «сделать» характер (причем Флория Тоска может с равным успехом походить и на Джульетту, и на Медею) — только тогда опера «оживет». В нынешнем варианте историю любви примадонны и художника на фоне Вечного Города представят Даниэлла Десси, Фабио Армилиато (кстати, революционер и живописец Каварадосси, то есть Армилиато, в жизни – муж Тоски, то есть Десси) и Руджеро Раймонди, он же злодей Скарпиа.В Театро Делль Опера «Тоску» поставил кудесник Франко Дзеффирелли, в фильмах которого живут неподражаемые Гамлеты, Ромео и Виолетты. Дзеффирелли — едва ли не единственный режиссер, который одинаково успешно работает и в кино, и в театре и сочетает одно с другим в киноверсиях опер. Его «Тоска» считается эталонной и классической, несмотря на то, что, оркестр в спектакле перебирается из ямы прямо на сцену.Между прочим, на сцену, выложенную бархатом, в спектакле выходят 250 человек. Именно поэтому «Тоска» обоснуется в Кремле: в Большой театр столь грандиозная постановка просто не помещается (Teatro dell’Opera в два раза больше ГАБТа).Накануне московского выступления Teatro dell’Opera мы задали несколько вопросов по телефону дирижеру спектакля Пьеру Джорджио Моранди.[b]— Господин Моранди, опера действительно не нуждается в переводе?[/b]— Конечно. Ключ к опере – это первые звуки! Начало! В случае с Тоской – аккорды темы Скарпиа. Надо просто уметь слушать, и сразу станет понятно, сколько значит этот образ для сюжета.[b]— Вы давно работаете вместе с исполнителями главных партий?[/b]— Уже несколько лет. Я очень люблю Тоску Даниэллы Десси! Да и Армилиате за партию Каварадосси достоин самых больших похвал.[b]— Как вы думаете, отдельные эффекты звука не пропадут в Кремлевском дворце? У нас там плохая акустика…[/b]— Думаю, никаких проблем не будет. Знаю, что Дворец очень большой. Но вот приедем – посмотрим, как обстоят дела. Обещали, что все будет хорошо. Может быть, что-нибудь интересное придумаем с микрофонами.[b]— Дзеффирелли у нас считается культовым постановщиком. В Италии тоже?[/b]— Особенно для тех, кто любит Пуччини больше, чем, допустим, Верди! ([i]Дзеффирелли создал версии не только «Тоски», но и его опер «Турандот», «Травиата»; Верди повезло меньше – Дзеффирелли поставил только его «Отелло»[/i]. — [b]Д.А.[/b]) Вы знаете, у нас опера – это просто часть жизни, абсолютно для всех.[b]— Вы сами кого больше любите?[/b]— Я вообще-то специалист по музыке Пуччини. Но очень люблю Верди. И с «Аидой», и «Тоской» мы объездили Европу. До Москвы поедем во Франкфурт с «Мадам Баттерфляй».[b]— А из русской оперы?[/b]— «Хованщину». Арии из «Бориса Годунова», когда их поют русские. У вас удивительно красивый язык. В прошлом году в апреле я был у вас – тогда в Большом проходил гала-концерт Марины Мещеряковой.[b]— Кому в «Тоске» сложнее – музыкантам или певцам?[/b]— «Тоска» — вообще одна из самых трудных опер в мире. Оркестр не может быть просто «сопровождением». Это он создает и нагнетает драму.