Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Марк Розовский: «Литература – это дело, а вот театр – это игра»

Развлечения
Марк Розовский: «Литература – это дело, а вот театр – это игра»

С режиссером Розовским я был знаком. В разное время, но мы учились на одном факультете журналистики МГУ. Был я и на его спектакле в Театре «У Никитских Ворот». На какой-то журналистской тусовке даже подарил ему свою книгу. Но когда я представился, он меня не припомнил. Я думал было обидеться, но к концу интервью понял, что я просто не вписываюсь в его мир.[b]– Марк Григорьевич, вы хотели бы быть писателем? Хотели бы оставить след в литературе, а не только в театре? Хотя в театре вы, можно сказать, классик…[/b]– Ваш вопрос немного обидно для меня звучит: я вообще-то секретарь Союза писателей Москвы. Но это, конечно, не значит, что я писатель. ([i]Смеется[/i].) Что значит быть писателем? Вот у меня десять книг. Я работал в журнале «Юность». Я написал около пятидесяти пьес. Мои пьесы шли по всему миру. Я драматург, член Союза писателей с семьдесят шестого года. Но вы заставляете меня «якать».[b]– Я всех заставляю «якать», когда беру интервью.[/b]– Вы знаете, я вообще не думаю о том, какой след должен оставить. Совершенно меня это не интересует. Я просто занимаюсь своим делом. Дело мое театральное, и я его понимаю для себя таким образом, что труд драматурга и труд режиссера в современном театре должны как можно чаще пересекаться. Литература – это дело, а вот театр – это игра. Но, понимаете, Шекспир, который обеспечивал своими пьесами своих артистов в театре «Глобус», – он ведь и деятель театра, и одновременно деятель литературы. То же самое делал Еврипид, то же самое делал Мольер. Для меня их примеры прекрасны. Вы скажете: а Чехов? Да, Чехов не занимался в чистом виде режиссурой или организацией театра, но ему с пьесами крайне повезло, потому что рядом с ним оказались Станиславский и Немирович, которые сумели разгадать в Чехове великого драматурга и найти способ прочтения и толкования его пьес. Вот отсюда мое желание соединить литературу с театром.[b]– Заговорив о Чехове, вы предвосхитили мой следующий вопрос. Я – о классиках… Вы классиков до сих пор перечитываете?[/b]– Чехов был и остается для меня на первом месте. Всегда. В Театре «У Никитских Ворот» четыре чеховских спектакля. И сам Театр «У Никитских Ворот» начинался со спектакля, который назывался «Доктор Чехов». Чехова я не просто люблю или изучаю, я преклоняюсь перед ним и буквально страдаю от того, как ставят Антона Павловича некоторые мои коллеги. Для меня это равносильно физической боли.Так, например, после одного из спектаклей одного моего коллеги я просто ночь не спал.[b]– А кроме Чехова?..[/b]– Ну, конечно же, мне интересен весь огромный мир русской классики. Я ставил Толстого, Достоевского, Пушкина…[b]– Понятно, что вы читаете тех, кого ставите. А есть ли у вас настольная книга? Или еще конкретнее: если ли такая книга, что… вот у вас плохое настроение, вы ее взяли, перечитали и…[/b]– У меня дома большая библиотека. И я читаю и перечитываю книги, им несть числа. А последняя моя работа связана с тремя великими текстами. «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» в нашем театре я сделал в жанре мюзикла. Затем вынес на подмостки «Экклезиаст».Наконец, поставил повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр» – это первая повесть Булата, и в спектакле звучат его песни. Это очень разнополюсные труды, разностильные, разноязыкие. Поэтому, наверное, и публика так поразному реагирует на эти работы. Спектакли у нас идут с аншлагом, слава богу, и я этому, поверьте, очень рад.[b]– Помните ли вы свое самое первое детское, еще, может быть, неосознанное желание – кем стану, когда вырасту?[/b]– Еще в школе я увлекался театром и, кстати, литературой. Помню, как делал доклад о Грибоедове, о грибоедовской Москве. У меня была замечательная учительница по литературе, она привила мне эту любовь. Под ее влиянием я участвовал в конкурсах чтецов вместе с юным Андреем Мироновым. Из нашей школы вышло много людей искусства: Людмила Петрушевская, Эдвард Радзинский, Евгений Светланов, писатель Анатолий Макаров, художник Борис Мессерер – перечислять можно бесконечно. Все мы из сто семидесятой школы![b]– Вы человек с разносторонними интересами, человек талантливый, вы все время заняты, работаете, а как отдыхаете? Отдыхать ведь тоже нужно![/b]– Нужно, но не обязательно. Я практически не отдыхаю.В отпуске я пишу, как сумасшедший, потому что театр – дело суетное, времени на чтото другое катастрофически не хватает. Иногда езжу с сыном за границу. Но и тогда беру с собой бумагу, ручки… Я, кстати, пишу от руки, хотя раньше печатал на пишущей машинке.А вот к компьютеру себя приучить не могу. Так что я пишу по старинке, но по старинке ведь и Лев Толстой писал! Нет, я не противник компьютера, мой сын и мои помощники в театре владеют компьютером, ну и мне помогают, так что дело не в какой-то моей заскорузлости, а просто в привычке и… эмоциях. Я испытываю другие эмоции, когда царапаю пером по листочку, здесь другая энергетика. Это загадка творчества. У меня, например, есть пьесы, которые я написал полностью на пишущей машинке, и удивительно – у них тексты другие, отличные от тех, которые написаны от руки. А есть тексты, которые я хотел бы увидеть в компьютерном, так сказать, электронном варианте. А почему так и не иначе – это тайна, и пусть она остается тайной, не надо ее раскрывать. Как слышится, как внутренний голос подсказывает, так пусть и пишется.Знаете, ведь в театре любое слово должно ожить. В литературном тексте слово – канон, а в театре слово, даже самое великое слово, с моей точки зрения, не самое главное, это я уже говорю как режиссер, самое важное – действие. Слово может быть лаконичным, бьющим, выразительным – и все равно не выражающим того, что происходит, потому что выражают на сцене герои себя только поступками, действиями. Хороший автор пишет не слова, он пишет историю, он пишет характеры, а характеры отнюдь не всегда проявляют себя в словесных извержениях. Слова часто камуфлируют действие, скрывают его, и разгадать, что стоит за словом, гораздо важнее, чем слово воспроизвести. Это уже задача режиссуры.[b]– Марк Григорьевич, о чем бы мы с вами ни заговорили, все равно все сводится к театру. Литература превращается в театр, жизнь превращается в театр, отдых превращается в театр, ну все превращается в театр![/b]– Так и есть. В нем вся моя жизнь.[b]Изобретение театра[/b][i][b]Фрагмент книги[/b][/i]НЫНЕШНЕЕ злое время только и делает, что растаскивает целое в разные стороны. На актеров сыпятся искушения, нельзя пройти через золотой дождь не замочившись. Прыгая с кочки на кочку, из теат ра в театр, с телевидения в кино, из передачи в сериал, из сериала в шоу, из ночного клуба в драму, из драмы в рекламу, из рекламы в антрепризу, из антрепризы снова в театр, артист выморачивается, опустошается в пути на высоких скоростях, транжирит душу свою. В результате мы имеем усталый глаз, потерянный вид, дрожащие руки, истрепанный внутренний мир. И как логичное продолжение (оно же – концовка) – деградация, которую ничем не исправишь, никак не остановишь.Разрушению подвергается весь актерский аппарат, вся психофизика личности, на глазах у всех потерявшаяся личность, гниль, проникшая в организм, делается заместителем содержания человека.Театр – континент. Кто этого не понимает, тот легко становится плавающей, болтающейся по морю единицей. Происходит предательство дела, отсоединение от которого – смерть художника.Актер, улетевший из театра – постоянно действующего организма, – похож на бедную сиротку, который и разбогатев, вызывает только жалость. Обсериалились!Антреприза – вечная авантюра, собирающая только сумасшедших. Актеры сошли с ума из-за денег. Зрители сошли с ума от актеров.Бродский говорил: если в 20 лет вы не декадент, то – когда? У меня дело идет к 70, но временами я чувствую себя декадентом, причем оголтелым.Всякий раз, начиная новую работу, следует отшатнуться от действительности и уйти в мир грез – лишь благодаря этому методу ты окажешься в эпицентре наплывающей на тебя театральности, в поэтической зоне некоего марева, в котором есть и меланхолия, и обнажение чувств, и какая-то беспорядочная череда их еле заметных, еле улавливаемых оттенков...Декадентство – болезнь приятная во всех отношениях.Купаясь в ее неге, получаешь наслаждение от собственного бессилия, от усталости мыслей и одиночества души.Выздоровление наступает с окончанием работы.После премьеры ты становишься здоров и нормален.До той поры, пока не вступишь в связь с новым наркотиком.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.