Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Только перед толпой артист свободен: чем живут уличные музыканты Москвы

Сюжет: 

Специальный репортаж
Город
Только перед толпой артист свободен: чем живут уличные музыканты Москвы
На фото: участники кавер-группы Brevis Brass Band Артем Прохоренко (слева) и Дмитрий Силанов (справа) / Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

Лето — лучшая пора для уличных музыкантов: тепло, руки не мерзнут, люди выходят из своих квартир погреться на солнышке, город наполняется туристами, которые не скупятся на вознаграждения. «Вечерняя Москва» решила поближе познакомиться с искусством вне концертных залов и сцен, прошлась по столице и даже заглянула на музыкальную площадку в метро.

Изначально первым героем нашего репортажа мы хотели сделать одного из самых известных уличных исполнителей Первопрестольной — Владимира Панфилова. 81-летний мужчина вот уже около 15 лет радовал игрой на баяне и душевными песнями прохожих в подземном переходе у станции метро «Улица 1905 года». К сожалению, эта легендарная личность скончалась около недели назад на своем рабочем месте. Владимира Устиновича не стало, но дело его живет: на улицах столицы по-прежнему гремит музыка в исполнении самых разных артистов. Кто-то играет ради денег, а кто-то — ради искусства.

ТВОРЧЕСТВО РАДИ ДЕНЕГ

Мы решили поехать на старый Арбат — настоящую Мекку для всех свободных творцов. Сразу у выхода из метро стоят две девушки с гитарами — Лиза и Тая. Они студентки-первокурсницы, одеты во все черное, увлечены русским роком.

— Честно говоря, играем мы в основном из-за нехватки денег, — признаются подруги. — Каждый раз ставим себе финансовую планку и поем, пока не будет нужной суммы. Сегодня решили заработать полторы тысячи. Мы здесь уже третий час, но пока собрали только чуть больше половины.

— И всегда у вас все с такой раскачкой?

— Нет, конечно. Просто сегодня будний день, до вечера еще далеко, большинство на работе. Играем мы обычно либо в центре, либо в спальных районах (поближе к дому). Люди реагируют по-разному: кто-то останавливается и слушает, кто-то садится рядом и подпевает, некоторые заказывают песни. Один раз к нам подошел мужчина, купил две большие бутылки пива и начал петь вместе с нами. Хорошо, когда получается так: и окружающие радуются, и нам приятно, и денег заработаешь. А бывает и так, что голос сорвешь, а никто почему-то так и не оценил наши усилия.

ИСКУССТВО РАДИ ИСКУССТВА

Чуть дальше, ближе к центру улицы, стоит Женя. Он не поет и не играет, он декламирует стихи Есенина.

— Я собираюсь поступать на актерский, — рассказывает парень. — Чтобы туда попасть, нужно сдавать вступительные, прослушивания. Читаю обычно Есенина или Маяковского — их можно проговаривать. Громко, с чувством, наотмашь. Арбат — моя тренировочная площадка.

— Избавляешься от страха сцены?

— В общем, да. Тренирую дикцию, голос, актерские навыки.

— Не проще выступать перед родными и друзьями?

— И проще, и сложнее, и в обоих случаях это не то, что нужно. Проще, потому что они всегда относятся предвзято, даже если пытаются это скрыть. Но мне ведь нужна реальная оценка. Сложнее из-за того, что порой лишь перед незнакомыми людьми ты можешь раскрыться полностью, показать эмоции, талант. Считаю, что только на улице перед толпой я как артист свободен.

— Обычно выступающие ставят рядом с собой коробку, куда люди могут бросать деньги. Где твоя?

— А я здесь не за деньги. Вернее, приятно, конечно, было бы что-то заработать, но я считаю, что пока до этого не дорос. В профессиональном смысле. Глупо, наверное, звучит, но мне неловко. Хотя пару раз подходили и клали деньги прямо в карман. А как-то одна женщина предложила выступить на мероприятии — вот это было очень лестно. Я оставил ей свой номер телефона и попросил перезвонить через год.

НРАВИТСЯ РАБОТАТЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

Наши следующие знакомые востребованы по всему миру: на днях вернулись из Лондона, выходят на сцену с «Ленинградом», а также с другими популярными отечественными и зарубежными исполнителями. А еще не чураются московской подземки. «Вечерняя Москва» пообщалась с лидером кавер-группы Brevis Brass Band Дмитрием Выборновым, который рассказал, почему даже самый популярный музыкант хотя бы на день хочет стать уличным артистом.

Только перед толпой артист свободен: чем живут уличные музыканты Москвы Кавер-группа Brevis Brass Band  / Фото: Официальная страница кавер-группы Brevis Brass Band в Instagram (https://www.instagram.com/brevis_brass_band/)

— В метро мы играем, во-первых, когда у нас есть свободное время. А во-вторых, для того, чтобы нас узнали больше людей. К тому же всякие корпоративы, праздники, другие мероприятия, в которых мы задействованы, носят некий обязательный характер: мы выступаем с утвержденным репертуаром, оговоренное количество времени и в определенной одежде. В метро и на улице у нас немного другой посыл — здесь мы не привязаны ни к чему. Поем здесь просто потому, что нам нравится работать для людей.

—Так где все-таки лучше: в подземке или на улице?

— На улице нас можно услышать не так часто — преимущественно на Кузнецком мосту. Лучше, конечно, в метро: тут круглый год одна и та же температура, оригинальная акустика, которая разносит наш звук. Плюс ко всему пассажиры чаще всего недовольны: они устали. А когда слышат нас, у них поднимается настроение, нас это делает чуточку счастливее.

— Как реагируют на ваши выступления? Не было конфликтов со слушателями?

— Когда проект «Музыка в метро» только зарождался, было очень много негатива. Это громко, люди еще не знали, что это за проект. Сейчас такого нет.

— А что за конфликты? До рукоприкладства, надеюсь, не доходило?

— К нам подходили и говорили: «Почему вы здесь играете? Что это такое?». Были столкновения, в которые даже полиция вмешивалась.

— Давайте о более меркантильной стороне вопроса. Сколько получается заработать за один спуск в подземку?

— В зависимости от дня, станции, времени. Точную сумму не скажу, но в среднем тысяч десять–двенадцать. Делим на всех поровну — на команду из семи человек.

— Ваша группа очень популярна: сотрудничаете с «Ленинградом» и другими известными исполнителями, выступаете за границей. Дадите совет: как простому уличному музыканту стать востребованным?

— Это очень непросто. В данном случае люди не приходят на концерт, не покупают билеты, ты не участвуешь в фестивалях. Сложность в том, что ты должен заинтересовать собой, вырасти как исполнитель. Стать не просто уличным музыкантом, а именно артистом. Нужно остановить человека, понравиться ему, сделать так, чтобы он тебе похлопал и (желательно) еще и денег оставил. Это задача максимум. Одни играют на улице просто так, потому что больше негде. Другие ради денег. Я считаю, что если ты собрал вокруг себя толпу, то ты настоящий артист и можешь двигаться дальше.

БУБЕН — ЭТО ВАМ НЕ ПОГРЕМУШКА

— Плох тот журналист, который не мечтает стать музыкантом, — решила я и попросилась к ребятам в команду.

Как человеку без каких-либо музыкальных дарований мне выдали бубен — единственный инструмент, с которым был шанс совладать. И белую футболку без логотипа — все-таки я пока новичок. 

— Ну а что тут сложного, — думаю. — Стой, тряси в погремушку и немного пританцовывай.

Свою ошибку поняла с первых секунд: музыканты не просто играли на духовых, но и прыгали, танцевали — все в ритм, все вместе. Полупустой зал станции «Парк Победы» каким-то чудом сразу заполнился толпой слушателей. Люди снимали выступление на камеры, аплодировали, подтанцовывали и косо посматривали на меня, сиротливо стоящую с бубном, на котором оказалось не так просто играть: здесь нужно чувство ритма. Чтобы не мешать «коллегам» своей бездарной «музыкальщиной», я ретировалась после пробной же композиции.

МАТЕРИАЛЬНОЕ СПАСИБО

Когда мы сидели и отдыхали на лавочке с Дмитрием, к нам подошел молодой человек.

— Парни, очень круто выступили, спасибо огромное!

— Вам спасибо, — улыбнулся музыкант.

— Такое дело: у меня нет наличных. Скажете номер мобильного, чтобы перечислить вам некоторую сумму онлайн?

Ну надо же, до чего дошел прогресс! Впору рядом с коробкой для сбора денег ставить терминал!

— Такое у нас иногда случается, — со смехом рассказывает Дмитрий. — Сейчас бумажной валютой пользуются не так много людей, а отблагодарить нас слушателям как-то хочется. Вот и приходится выкручиваться.

Читайте также: День балалайки: музыканты-народники рассказали о гастролях в США и лучшем виде отдыха

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.