Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Почему Музей упаковки встречает 20-летие «на чемоданах»

Сюжет: 

Специальный репортаж
Город
Почему Музей упаковки встречает 20-летие «на чемоданах»
Директор Музея упаковки и главный редактор журнала «Тара и упаковка» Игорь Смиренный на фоне экспонатов из собрания музея / Фото: Павел Волков, «Вечерняя Москва»
Есть в столице Музей упаковки, ранее находившийся в здании Политехнического музея. После того как последний закрыли на реконструкцию, фонды остались без дома. Почему Музей упаковки встречает 20-летие «на чемоданах», разбиралась корреспондент «Вечерней Москвы».

Флакон от Малевича

Пробираясь сквозь коробки, захожу в небольшую комнатку редакции журнала «Тара и упаковка» на улице Суворовской. Это и есть Музей упаковки. Его директор и главный редактор журнала Игорь Смиренный с энтузиазмом показывает экспонаты прошедшей выставки «Серебряный век русского фантика».

Маяковский, Родченко, Малевич, Кандинский, Врубель, Бенуа, чешский модернист Альфонс Муха и многие другие разрисовывали фантики.

— И предприниматели, и художники понимали, что через упаковку могут увеличить объемы продаж и донести свои идеи массам, — объясняет Игорь Николаевич.

Считаю в уме, сколько стоят фантики Кандинского и флаконы Малевича. Осматриваю другие экспонаты и впадаю в недоумение, видя, насколько среди русских был популярен Наполеон. Он везде: на жестяных коробках из-под печенья, бутылках, спичках. Не зря пришла, такого в учебниках не напишут. Изображений Кутузова, справедливости ради, тоже немало.

Большую работу делает музей, сохраняя неизвестную историю, отраженную в артефактах, которые еще ждут своих исследователей.

Обертка «а-ля рюс»

Музей вырос из журнала «Тара и упаковка». Собранная сотрудниками коллекция старинных этикеток, коробок, бутылок и положила начало музею, которому в этом году исполняется 20 лет.

— При плановой экономике упаковку как искусство и отрасль уничтожили, так как не было конкуренции, — рассказывает печальную повесть Игорь Смиренный.

Большевики после 1917 года боролись с «буржуйством»: если при обыске на предприятии находили коробки, флаконы и этикетки с фамилией прежнего владельца, с царской символикой, то «красного» директора арестовывали как лояльного к царизму.

— У нас есть узнаваемый русский национальный стиль, который надо изучать, — подчеркивает Игорь Николаевич, по совместительству преподаватель РГУ имени А.Н. Косыгина.

Фольга на переработку

— Почему-то слово «музей» воспринимается как что-то статично-выставочное. Однако Музей упаковки — это не только иллюстрация прошлого, а живая платформа о нашем настоящем и будущем, — говорит Смиренный.

Взять идею раздельного сбора мусора — 70 процентов твердых бытовых отходов составляет именно использованная упаковка. Музей подготовил обоснования того, что разделять отходы нужно не на этапе их появления, а при проектировании и производстве упаковки.

— Картонная коробка с пенопластом из-под телевизора, полиэтиленовая бутылка с крышкой — это разные материалы, и сортировать их сложно, — поясняет собеседник «ВМ».

В странах Евросоюза идею раздельного сбора начали популяризировать... среди детей.

— В Чехии спецавтобусы ездили по школам с лекциями, как разделять мусор. В Америке дети сдают на переработку фольгу от шоколадок, так как знают, что это стратегический материал — ведь США импортируют алюминий, — привел примеры Игорь Смиренный.

Музей упаковки разработал даже специальные обучающие программы для работы со школьниками и студентами, дизайнерами и предпринимателями.

У семи ведомств дитя...

Почему же Музей до сих пор остается без помещения? — Как отдельной отрасли упаковки в России нет. Полимерная упаковка — отрасль нефтехима, газа, бумажная — лесная отрасль, алюминиевая — металлов. Есть еще комбинированная упаковка — ламинированные тетрапаки из бумаги и фольги, — перечисляет директор музея.

Отраслевые ведомства из-за разобщенности не всегда могут договориться между собой по рабочим вопросам. Что уж можно говорить о кураторстве какого-то там музея.

— Некоторые музеи готовы взять часть наших экспонатов, выставить коллекции. Но тогда потеряется целостность собрания. У нас хранятся уникальнейшие антикварные вещи, требуется каталогизация, цифровизация, нужен хранитель, смотритель, — перечисляет Смиренный.

Директор Московского музея дизайна, недавно открывшего постоянную экспозицию в Третьяковке, Александра Санькова подтвердила:

— Любим и уважаем Музей упаковки и его директора и всегда рады принять его коллекции себе в экспозицию.

Однако упаковка — только часть дизайна и не совпадает с концепцией Музея дизайна. Выходом могло бы стать размещение Музея упаковки в отдельном помещении с открытым доступом. Например, на севере столицы — там, где сконцентрировано наибольшее количество профильных учебных заведений: Московский государственный университет пищевых производств, Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова, Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского Политеха, МГХПА имени С.Г. Строганова. Или размещение при каком-нибудь крупном музее.

Игорь Смиренный готов передать Москве все собрание, лишь бы дело его жизни не пропало даром, лишь бы коллекции были распакованы и велась просветительская и образовательная работа.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ  

Алина Федорович, главный хранитель Музея Москвы:

— Может ли коллекция артефактов считаться музеем? Музей — это место, где хранятся подлинные предметы с целью их сохранения, изучения и передачи из поколения в поколение. С помощью языка экспонатов он рассказывает некую историю, но не словами, а предметами. Их культурная ценность определяется совокупностью многих критериев. Это и уникальность, историческая значимость, важность и необходимость для современных зрителей, злободневность для существующей эпохи, а также просветительское, образовательное значение предметов коллекции. Если экспонаты соответствуют критериям, то, обрисовав значение и неповторимость такого музея, собрав подтверждения экспертов, можно смело подавать запросы в официальные органы на получение помещения.

Читайте также: Впечатления рядом: что посмотреть в Подмосковье

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.