Московские медики показали горожанам особенности работы скорой помощи
Сюжет:
Специальный репортаж20 июля на Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова Департамента здравоохранения Москвы впервые прошел день открытых дверей. На нем побывал корреспондент «ВМ».
Звонок принят
Машины скорой помощи мы видим на улицах города каждый день. Но мало кто знает о том, как эта служба устроена изнутри. Посмотреть на работу скорой своими глазами смогли несколько сотен москвичей.
Маршрут экскурсии начался с комнаты операторов. В едином городском диспетчерском центре в круглосуточном режиме кипит работа, туда поступают звонки со всей столицы.
— Постоянно работают 65 операторов, — рассказывает старший врач-педиатр оперативного отдела Андрей Ольшевский. — В сутки около 15–18 тысяч обращений мы принимаем.
Роль оператора по приему звонков можно было попробовать самому. Для этого на станции оборудовали отдельный стол с компьютером и телефоном. Желающим даже выдавали специальный брендированный жилет, чтобы лучше вжиться в роль.
— Когда поступает звонок, оператор представляется и начинает задавать вопросы из таблицы, — продолжает Андрей Ольшевский. — Список вопросов меняется и подстраивается под ситуацию в зависимости от ответов.
У оператора перед глазами два экрана. На одном — анкета с вопросами и полями для ответов, на втором — интерактивная карта. Как только в анкете появляется адрес, на карте автоматически рисуется зона с отображением всех бригад скорой помощи в этом районе.
— Зеленые — это свободные машины, серые — те, кто сейчас находятся у пациента, — пояснил Ольшевский.
На дне открытых дверей сотрудники станции помогли развеять и несколько мифов. Один из них — если звонок прервется, то нужно звонить в скорую заново.
— Это не так, — добавил Ольшевский. — У оператора отображается номер, с которого звонит человек, поэтому, если будут проблемы со связью, он всегда перезвонит и продолжит разговор.
Тем не менее во время звонка всегда уточняют номер телефона для связи. Ведь вы можете звонить с рабочего многоканального телефона или чужого номера.
— В роли оператора было очень волнительно, — поделился впечатлениями москвич Евгений Медведев.
Ему всегда было интересно, как устроена служба. Особенно после нескольких случаев, когда пришлось вызывать скорую другим людям.
— Я однажды шел по улице, было лето, и увидел мужчину на траве, — вспоминает Евгений. — Он был в нетрезвом состоянии, но я не смог пройти мимо и вызвал скорую. Приехали очень быстро.
На все случаи жизни
Второй этап экскурсии — знакомство с автомобилями. На интерактивной выставке были представлены пять машин: скорая для новорожденных, реанимационная, детская и две обычные. Каждую можно было увидеть не только снаружи, но и зайти внутрь.
— Есть бригады врачебные — когда в состав входит врач и фельдшер, а есть фельдшерская — без врача, только два фельдшера, — рассказала фельдшер выездной бригады скорой помощи 9-й подстанции Елена Чернега.
В ее машине есть все необходимое для оказания помощи человеку: аппарат Медумат — помогает проводить искусственную и вспомогательную вентиляцию легких, а также просто дает кислород, аппарат для наркоза — в случае, если травма тяжелая и болевые ощущения очень сильные, пациенту могут ввести наркоз, пока его везут до больницы, дефибриллятор для электроимпульсной терапии нарушений сердечного ритма, несколько чемоданчиков — все с разным наполнением.
— Например, есть обычный, который мы берем с собой на вызов, а другие используем в зависимости от ситуации, — добавила Елена Чернега.
Например, акушерский набор используется, если бригада выезжает к беременной женщине, реанимационный — если пациент без сознания или теряет его.
— В одном чемоданчике более 30 предметов, несколько из них дублируются, — отметила фельдшер.
На дне открытых дверей было много семей с детьми. Светлана Жукова — многодетная мама. Она воспитывает пятерых малышей, одному из которых нет еще и года. Женщине не раз приходилось вызывать скорую помощь.
— То кто-то ударится из детей, то аллергия появится, то температура подскочит, — рассказала она.
На мероприятии Светлане выпала уникальная возможность задать вопросы сотрудникам скорой. Так, например, она выяснила, что неотложка и скорая — это единая служба.
— Еще я узнала, что при звонке в скорую необязательно, чтобы бригада приезжала, меня могут просто соединить с врачом и дать консультацию, — поделилась она.
Внутри реанимационной скорой сидит мальчик лет шести. Оказалось, его зовут Женя Садовников. Мальчишка интересуется устройством машины.
— А это что? А это зачем? — задает он вопрос за вопросом одному из фельдшеров бригады.
Старшая сестра Жени Катя объясняет: он очень любит дома играть в спасателя.
— То полицейским хочет быть, то пожарным, — рассказала она.
— Я хочу работать на скорой помощи, — вмешался в разговор Женя, держа в руках кислородную маску. — Спасать людей буду!
А пока мальчик помогает маме по дому: моет посуду, подметает, игрушки за собой убирает. Не всегда, конечно, но, как говорит мама Елена Садовникова, «факты есть».
Полезно знать
Во дворе станции также разместилась зона мастер-классов. Там посетители могли научиться сердечно-легочной реанимации, в том числе определять признаки клинической смерти, проводить непрямой массаж сердца, восстанавливать проходимость дыхательных путей. На манекенах горожанам показывали, как оказывать помощь пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии. Врачи учили применять воротниковую шину, перекладывать пациента на транспортный щит, использовать вакуумный матрас. Травмы и кровотечения теперь тоже не страшны участникам дня открытых дверей, ведь для них провели мастер-класс и на эту тему. Рассказали о способах и правилах остановки кровотечений, наложения давящих повязок, кровоостанавливающего жгута, а также про иммобилизацию конечностей при переломах.
— Я когда-то ходила на курсы по оказанию первой помощи, они мне очень пригодились в жизни, особенно с детьми, — рассказала Садовникова. — Сегодня решила освежить в памяти навыки.
Век на службе городу
В этом году Службе скорой помощи исполняется 100 лет — срок немалый. 15 октября 1919 года был зафиксирован первый выезд бригады. За эти годы служба, конечно, сильно изменилась. Сегодня медики используют самые современные достижения технической и медицинской мысли. Один из незаменимых помощников сотрудников бригад скорой — электронный планшет. Как говорят сами врачи, это их основной рабочий инструмент, в котором есть все. Как только поступает вызов, на карте он прокладывает самый быстрый маршрут, там же есть данные того, кто звонил, симптомы больного. Если пациенту нужна госпитализация, то запрос места в больнице тоже происходит автоматически. Компьютер определяет заполненность стационара и подбирает ближайший со свободными местами. А в скором времени бригады скорой помощи смогут проводить и ультразвуковую диагностику. Сейчас этот проект в стадии разработки и тестирования. Сократилось и время приезда скорой на вызов — в среднем всего 12 минут, а экстренные случаи — еще меньше.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Николай Плавунов, главный врач Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова:
— Более 11 тысяч сотрудников работают на Станции скорой помощи. Это сплоченный коллектив. В городе развернуто 60 подстанций. В перспективе будут открыты подстанции в Коммунарке, скоро откроются подстанции в Некрасовке, на улице Ленинская Слобода в Южном округе и на улице Летчика Бабушкина на северо-востоке столицы. Мы ведем активную работу с молодым поколением, проводим занятия, сотрудничаем с медицинскими классами в школах. Ежегодно к нам приходят работать около 300 молодых специалистов — главное, что эти люди сделали осознанный выбор своей профессии.
Читайте также: Медики назвали топ-7 симптомов, сигнализирующих о развитии рака легких