Соль

Кухня

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Библиотеки

Учёные считают, что на Луне есть жизнь

Общество
Учёные считают, что на Луне есть жизнь

Ученые из Государственного астрономического института им. Штернберга сделали сенсационное открытие: наш спутник вовсе не безжизненное тело, как было принято считать до сих пор.Не только любители космических сенсаций, но даже и серьезные ученые все чаще задаются вопросами: откуда Луна взялась, когда и в силу каких причин начала вращаться вокруг земной оси, почему не желает поворачиваться к нам «темной» стороной?– Согласно последним научным данным, Луна образовалась в результате столкновения с крупным небесным телом и вскоре вышла на орбиту Земли, – говорит руководитель отдела Луны и планет Государственного астрономического института им. Штернберга (ГАИШ) Владислав Шевченко. – Изначально она вращалась, поворачиваясь поочередно обеими сторонами, но из-за мощного влияния магнитного поля нашей планеты «затормозилась» в теперешнем положении. Именно поэтому мы и не видим обратную сторону Луны. К счастью, теперь космические аппараты позволяют получать снимки лунной поверхности, скрытой от наших глаз. Однако все это не означает, что Луна для нас больше не является загадкой.Наоборот, она постоянно преподносит новые сюрпризы. Вот например. Давно считалось, что Луна – абсолютно мертвое небесное тело, где никогда не дуют ветра, не идут дожди, не падает снег. Поэтому здесь нет и никаких процессов выветривания.Единственное, что хоть как-то меняет облик ближайшего к нам небесного тела, – это редкие удары по его поверхности, оставляющие отметины в виде больших и малых кратеров.И вот сенсация! Несколько лет назад специалисты из ГАИШ под руководством профессора Шевченко пришли к поразительному выводу.Анализируя снимки лунной поверхности, сделанные американским космическим аппаратом Clementine, ученые с изумлением обнаружили странные образования на склонах небольшого кратера Рейнер в лунном океане Бурь.Выглядели они так, будто по стенкам кратера сошли оползни. Притом совсем недавно! Исследователи определили возраст различных участков кратера по спектральным измерениям все того же аппарата Clementine, применив метод, который они разработали совсем недавно. Это подтвердило догадку. Если кратеру Рейнер в целом несколько десятков миллионов лет, что по лунным меркам почти младенчество, то некоторым из светлых образований меньше полумиллиона лет.– Их реальный возраст может быть и еще меньше! – утверждает Владислав Шевченко. – Это может быть и сто, и десять, и даже пять лет. Ведь чувствительность метода не позволяет уточнить возраст на меньших масштабах. Однако можно утверждать, что оползень сошел относительно недавно.Что же это за оползень и что стало его причиной? Для того, чтобы проверить неожиданную гипотезу, пришлось ждать. Момент истины наступил через несколько лет, когда НАСА запустило на орбиту естественного спутника Земли орбитальный разведывательный зонд LROС (Lunar Reconnaissance Orbiter Camera). Его камера способна рассмотреть объекты размером всего 50 см! В январе 2010 года команда LROC опубликовала снимки кратеров в океане Бурь, которые полностью подтвердили предположения Шевченко и его коллег. На снимках отчетливо видны и каскады обрушений на стенках кратеров, и тонкие борозды, и кое-где даже отдельные булыжники.Все это подтверждает гипотезу российских исследователей. Луна не такая уж безжизненная, как было принято считать многие годы.– В последнее время мы получили множество новых снимков лунных кратеров, – рассказывает Владислав Шевченко. – И каждый из них демонстрирует удивительные картины каскадов мощных селей, которые там и сям сходят с поверхностей гор нашего спутника. Словно некая могучая сила заставляет их течь вниз, образуя причудливые пейзажи, достойные пера художника-фантаста.Но что провоцирует этот процесс?– Когда подобные сходы горных пород были обнаружены на Марсе, подобных вопросов не возникало, – продолжает Владислав Владимирович. – Ученым было ясно, что из-за таяния полярных шапок образуется огромное количество воды, скрытой под слоем горных пород. На Красной планете, как и на родной Земле, именно тающая вода движет горные оползни.На Луне такого быть не может. Ведь здесь вода сосредоточена в районе полюсов, да и то в очень ограниченном и несвободном состоянии.А все лунные кратеры, где зафиксированы сходы селей, находятся ближе к экватору. Там дневные температуры достигают 150 градусов по Цельсию выше нуля! Значит, ни о какой воде не может быть и речи. Совершенно исключены и ветра.– Одна из гипотез связана с лунотрясениями, – поясняет ученый. – В результате ударов крупных астероидов по нашему естественному спутнику начинают разбегаться сейсмические волны, которые вполне способны нарушить равновесие и привести к осыпи. Но это объяснение неисчерпывающее. Когда мы рассматриваем склоны, то можем увидеть одинаковые по размеру камни. Так вот, некоторые из них сползли, а другие, совсем рядом с ними, остались нетронутыми.По словам профессора Шевченко, процесс схода лунных селей можно сравнить с тем, что происходит, когда вы берете горсть сухого песка и пропускаете его сквозь пальцы. Песок неумолимо струится вниз. Но кто же «пропускает сквозь пальцы» лунный грунт?Похоже, этот вопрос для ученых пока открыт.